Недействующий

Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.07.2024 № 1838-р)

XVI. Ожидаемые результаты и показатели развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации

Реализация Стратегии обеспечит повышение геологической изученности страны, сохранение за Россией лидирующих позиций в глобальном минерально-сырьевом обеспечении запасами углеводородного сырья и важнейшими твердыми полезными ископаемыми. Достижение указанных результатов по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации в значительной степени зависит от привлечения внебюджетных источников финансирования. С учетом этого мониторинг реализации Стратегии будет осуществляться по показателям, характеризующим состояние геологической изученности, прирост запасов важнейших видов полезных ископаемых, объем внебюджетных инвестиций на проведение геолого-разведочных работ.

Показателем регионального геологического изучения недр, обеспечивающего формирование поискового задела для наращивания минерально-сырьевой базы в условиях базового сценария развития экономики, выступает состояние изученности территории Российской Федерации с помощью государственной геологической съемки территории масштаба 1:1000000 и ее перспективных районов масштаба 1:200000.

Этот показатель достигнет уровня 100 процентов по съемке масштаба 1:1000000 к 2025 году, масштаба 1:200000 - к 2035 году.

Показателем, определяющим результативность развития минерально-сырьевой базы в части экономической и энергетической безопасности страны, является соотношение прироста запасов полезных ископаемых и их добычи.

Для первой группы полезных ископаемых (природный газ, медь, никель, молибден, вольфрам, ниобий, кобальт, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье) целевое значение показателя устанавливается на уровне не ниже 50 процентов, что позволит поддержать достигнутые уровни добычи на протяжении многих десятилетий. В случае падения показателя ниже целевого значения добыча этих видов полезных ископаемых также будет оставаться стабильной на протяжении 20-30 лет.

Для второй группы полезных ископаемых (нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье), недостаточно обеспеченных запасами месторождений, целевое значение показателя устанавливается на уровне 100 процентов, а предельно допустимое - на уровне 75 процентов, что позволит поддержать достигнутые уровни добычи на протяжении многих десятилетий. В случае падения показателя до критического уровня добыча будет оставаться стабильной на протяжении 15-20 лет, а затем постепенно начнет снижаться.

Для третьей группы полезных ископаемых (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат) целевое значение показателя устанавливается на уровне 75 процентов, а предельно допустимое - на уровне 50 процентов. Достижение этих показателей будет обеспечено открытием месторождений с качественными рудами на основе внедрения усовершенствованных прогнозно-поисковых комплексов, а также разработки новых экономически эффективных технологий обогащения и переработки низкокачественного минерального сырья и вовлечения его в освоение.

Для стратегических видов твердых полезных ископаемых, которые имеют критически низкий спрос отечественной промышленностью (скандий, олово, тантал), целевые и предельно допустимые значения показателя не устанавливаются.

Учитывая отраслевую специфику, для сглаживания неизбежных колебаний, связанных с нерегулярным характером открытия месторождений, расчет показателей проводится с использованием средних значений прироста и погашения запасов в недрах за последние 10 лет.

В качестве показателя, характеризующего повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, устанавливается отношение вложений внебюджетных средств на выполнение геолого-разведочных работ к объему бюджетного финансирования.

Начиная с 2019 года на каждый рубль бюджетного финансирования, вложенный в геолого-разведочные работы, будет приходиться не менее 10 рублей средств недропользователей.

Необходимое развитие геолого-разведочных компаний малого и среднего бизнеса обеспечит поступление дополнительных инвестиций в геолого-разведочную отрасль для проведения ранних стадий геолого-разведочных работ, повысит уровень изученности недр в целях увеличения объемов воспроизводства минерально-сырьевой базы и открытия новых месторождений.