Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 551

2.2. Основные проблемы обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития территорий Санкт-Петербурга

Несбалансированность территорий Санкт-Петербурга по соотношению количества населения (85% - в периферийных районах Санкт-Петербурга) и мест приложения труда (40% - в центральных районах Санкт-Петербурга) приводит к интенсивной маятниковой миграции, перегрузке транспортной системы, увеличению затрат на перемещение по территории Санкт-Петербурга, прямым и косвенным экономическим потерям и, в конечном итоге, к снижению качества жизни населения Санкт-Петербурга.

Одной из серьезных проблем Санкт-Петербурга является низкая транспортная связность и доступность его различных частей, что приводит к транспортной перегрузке практически по всей территории Санкт-Петербурга и увеличению количества времени, затраченного горожанами на перемещение по Санкт-Петербургу. Средняя плотность улично-дорожной сети в Санкт-Петербурге составляет 2,3 км на 1 кв.км, в центральных районах Санкт-Петербурга - примерно 10 км на 1 кв.км. Минимальный расчетный показатель средней плотности улично-дорожной сети, применяемый при подготовке Генерального плана Санкт-Петербурга, составляет 2,5 км на 1 кв.км.

Активное формирование районов массовой жилой застройки в периферийных и пригородных районах Санкт-Петербурга без создания необходимого количества мест приложения труда усугубляет дисбаланс территориального развития Санкт-Петербурга и усиливает его моноцентрический характер. Кроме того, экстенсивное развитие застройки Санкт-Петербурга ведет к значительному увеличению затрат на создание необходимой коммунальной и транспортной инфраструктуры. Строительство жилья темпами, опережающими ввод объектов капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга (объектов капитального строительства, которые будут отнесены к объектам капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга), которые относятся (будут отнесены) к отраслям: "Жилищное хозяйство", "Обеспечение пожарной безопасности", "Общее образование", "Дошкольное образование", "Культура", "Здравоохранение", "Физическая культура и спорт", "Социальная политика", "Молодежная политика и оздоровление детей", "Охрана окружающей среды", "Другие общегосударственные вопросы", "Связь и информатика", "Другие вопросы в области национальной экономики" (далее - объекты социальной инфраструктуры), приводит к дефициту объектов образования и здравоохранения и ведет к снижению качества жизни населения.

Основными проблемами социально-экономического развития исторического центра Санкт-Петербурга являются изношенность инженерных сетей и жилого фонда, возрастающая ветхость зданий и сооружений, представляющих историческую ценность, перегрузка транспортной инфраструктуры из-за концентрации маятниковых миграций населения, недостаточный уровень комфорта и безопасности городской среды, в том числе на основных туристических маршрутах. В пределах исторического центра Санкт-Петербурга можно выделить несколько крупных неэффективно используемых территорий, обладающих большим потенциалом повышения качества городской среды и создания новых центров туристического притяжения: комплекс "Апраксин двор", Синопская наб., территория, прилегающая к Александро-Невской лавре, западная часть Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, включая Ново-Адмиралтейский, Матисов и Галерный острова, юго-западная часть Васильевского острова. Градостроительная деятельность на территории исторического центра Санкт-Петербурга ограничена законодательством и требованиями ЮНЕСКО по сохранению объектов культурного наследия.

Препятствиями для градостроительной деятельности в целях обеспечения устойчивого развития территорий "Серого пояса" являются низкая транспортная связность территорий по причине недостаточной плотности улично-дорожной сети и наличия барьеров в виде территорий железнодорожного транспорта, а также необходимость рекультивации земель и изменения границ санитарно-защитных зон.

Острыми проблемами социально-экономического развития территорий нового жилищного строительства, прилегающих к кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга, являются значительное отставание темпов строительства объектов транспортной и социальной инфраструктуры от темпов строительства жилья, крайне высокая плотность населения и недостаток мест приложения труда.

Несмотря на то, что средний уровень обеспеченности местами в дошкольных организациях по Санкт-Петербургу для детей в возрасте от 3 до 7 лет составил 100%, в 9 из 18 районов Санкт-Петербурга уровень обеспеченности дошкольными организациями ниже среднего по Санкт-Петербургу. При этом внутри районов Санкт-Петербурга наблюдается серьезная неоднородность по обеспеченности дошкольными организациями. Благополучная ситуация с обеспеченностью местами в дошкольных организациях складывается в центральных районах Санкт-Петербурга, в которых дефицит в объектах образования отсутствует.

Значительная часть организаций отдыха и развлечений (театры, музеи, концертные залы) сосредоточена в историческом центре Санкт-Петербурга. Периферийные районы Санкт-Петербурга недостаточно обеспечены культурно-досуговыми организациями, организациями дошкольного образования и дополнительного образования детей, театрами и концертными залами.

Наблюдается дифференциация уровня благополучия окружающей среды в разных районах Санкт-Петербурга. Если в Калининском и Выборгском районах Санкт-Петербурга располагается большое количество парков, скверов, зеленых насаждений, то экологическая обстановка в центральных районах Санкт-Петербурга неудовлетворительна из-за большого количества промышленных предприятий и интенсивного движения транспорта. Обеспеченность населения территориями зеленых насаждений общего пользования в периферийных районах Санкт-Петербурга в 1,8 раза превышает показатели районов исторического центра Санкт-Петербурга. Основные очаги загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются на территориях Адмиралтейского, Центрального, Фрунзенского, Невского, Московского и Кировского районов Санкт-Петербурга.

Серьезный потенциал повышения качества городской среды скрыт в развитии парков, скверов, улиц, набережных и площадей, обладающих не только высоким уровнем благоустройства, комфорта и безопасности, но и предлагающих жителям и гостям Санкт-Петербурга широкий спектр услуг в области досуга, спорта и культуры.