Высокая концентрация образовательных и научно-исследовательских организаций, наличие большого числа высококвалифицированных специалистов, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и разработки, участвующих в том числе в реализации Национальной технологической инициативы, а также многоотраслевая структура экономики Санкт-Петербурга создают благоприятную конкурентную среду для активизации инновационных процессов и внедрения инновационных продуктов. За счет указанных преимуществ в 2016 году доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП была почти в 1,3 раза выше, чем в Москве, и в 2,3 раза выше, чем в среднем по субъектам Российской Федерации. В 2017 году Санкт-Петербург занял 1-е место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России.
Основными благоприятными факторами, способствующими повышению научной и инновационной активности в Санкт-Петербурге, могут стать:
повышение конкуренции в сфере научно-исследовательской деятельности;
повышение эффективности взаимодействия (кооперации) промышленных, образовательных и научно-исследовательских организаций в целях разработки, трансфера и коммерциализации инноваций;
активное участие научно-исследовательских и производственных организаций Санкт-Петербурга в процессах международного научно-технического сотрудничества, предоставляющих доступ к передовым технологиям, компетенциям и ресурсам;
расширение участия Санкт-Петербурга в реализации Национальной технологической инициативы;
приток венчурного капитала;
размещение в Санкт-Петербурге центров исследований и разработок, ведущих российских и международных компаний;
создание благоприятной инновационной экосистемы, в том числе развитие инновационной инфраструктуры, доступность бизнес-сервисов.
Слабыми сторонами и основными факторами, сдерживающими развитие научной и инновационной активности в Санкт-Петербурге, являются:
недостаточный уровень восприимчивости экономики Санкт-Петербурга и общества к инновациям;
низкий уровень инвестиционной активности в сфере научно-исследовательской деятельности, в том числе при обновлении материально-технической базы образовательных и научно-исследовательских организаций;
недостаточный уровень передачи знаний и технологий двойного назначения между отраслями ВПК и гражданскими секторами экономики.