Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (с изменениями на 21 декабря 2022 года)

3.1.10. Пространственно-территориальное развитие

Важным фактором, определяющим задачи пространственного развития Санкт-Петербурга, является представление населения Санкт-Петербурга о качестве жизни, формирующее требования к городской среде, жилищным условиям и местам приложения труда, обеспечению социальными объектами, транспортному обслуживанию, коммуникационным связям.

Возможности пространственного развития Санкт-Петербурга заключаются в использовании периферийных районов Санкт-Петербурга для создания новых центров экономической активности. Перспективной территорией Санкт-Петербурга для обеспечения инновационно-технологического развития промышленности является особая экономическая зона технико-внедренческого типа в Санкт-Петербурге. Наиболее перспективными для размещения новых промышленных и логистических предприятий являются расположенные в периферийных районах Санкт-Петербурга производственные зоны Металлострой, Белоостров, Бронка, Рыбацкое, Обухово, Марьино, Шушары, Ржевка, Коломяги, Северо-Западная, Пушкинская (Восточная), Парнас. Инвестиционная привлекательность промышленных зон обуславливается наличием свободных территорий, наличием документации по планировке территории, развитием транспортной и инженерной инфраструктуры.

Вследствие улучшения транспортной доступности, связанной с открытием движения на всем протяжении КАД, в городе Кронштадте появился потенциал для реализации инвестиционных проектов в области транспорта (логистическая инфраструктура, морской терминал, центр яхтенного туризма, аэропорт) и комплексного освоения территории. Уникальная городская среда и объекты культурного наследия города Кронштадта являются основой для превращения его в еще одну жемчужину в туристском ожерелье Санкт-Петербурга наравне с городами Петергоф, Ломоносов, Гатчина, Пушкин, Павловск и поселком Стрельна.

Резервы повышения качества пространственной организации Санкт-Петербурга заключаются в развитии общественно доступных и композиционно выразительных территорий общего пользования, включающих парки общегородского и районного значения, сады, скверы, улицы и площади с приоритетом пешеходного движения, набережные и пляжи (далее - общественные пространства). Развитие общественных пространств является не только залогом сбалансированного развития территорий, но и способствует экономическому росту и привлечению инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. Инвестиции в общественные пространства обуславливают повышение деловой активности и туристской привлекательности территорий.

Повышение эффективности использования общественного пространства возможно за счет развития потенциала прибрежных территорий Санкт-Петербурга и увеличения площади искусственных земельных участков (намывных территорий). Значительный профицит мощностей Большого порта Санкт-Петербург создает объективные предпосылки оптимизации существующих мощностей и, тем самым, дополнительного развития высвобождаемых прибрежных территорий, а также перераспределения грузопотоков.

Важной отличительной чертой Санкт-Петербурга, оказывающей влияние на его социально-экономическое и пространственное развитие, является наличие быстроразвивающейся агломерации Санкт-Петербурга и части территорий Ленинградской области, которые обеспечивают возможность формирования согласованных решений по развитию транспортной системы, размещению промышленных площадок, строительству жилья и объектов инженерной и социальной инфраструктуры.

Вместе с тем сложившаяся моноцентрическая модель пространственного развития Санкт-Петербурга привела к возникновению ряда серьезных дисбалансов в развитии территории Санкт-Петербурга.

Основными проблемами развития исторического центра Санкт-Петербурга являются изношенность инженерных сетей и жилищного фонда, возрастающая ветхость зданий и сооружений, представляющих историческую ценность, перегрузка транспортной инфраструктуры вследствие концентрации маятниковых миграций населения, недостаточный уровень комфорта и безопасности городской среды, в том числе на основных туристских маршрутах.

Серьезными препятствиями для развития территорий "Серого пояса" являются низкая транспортная связность территорий вследствие низкого развития улично-дорожной сети и наличия барьеров в виде территорий железнодорожного транспорта, а также необходимость рекультивации земель и изменения санитарно-защитных зон.

Основными проблемами социально-экономического развития "спальных районов" являются однообразность застройки, повышенная плотность населения при недостатке мест приложения труда и постепенное масштабное ветшание жилого фонда.

Развитие внешнего пояса активного градостроительного развития Санкт-Петербурга и пояса пригородного расселения определяют затрудненная транспортная доступность, дефицит объектов социальной инфраструктуры, крайне высокая плотность населения и недостаток мест приложения труда.

Основными благоприятными факторами, способствующими эффективному и рациональному пространственному развитию Санкт-Петербурга, могут стать:

активная позиция органов государственной власти Санкт-Петербурга при учете интересов девелоперов в отношении реализации инвестиционных проектов, затрагивающих пространственные аспекты развития Санкт-Петербурга, касающихся формирования новых зон промышленной, общественно-деловой и жилищной застройки, редевелопмента территорий;

рост потребности населения Санкт-Петербурга в обеспечении компактности и связности территорий Санкт-Петербурга.