Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (с изменениями на 21 декабря 2022 года)

2.3.8. Уровень жизни населения и социальная политика

Стабильному росту уровня жизни населения Санкт-Петербурга в 2013-2014 годах способствовала позитивная динамика роста денежных доходов населения. Большой вклад в увеличение уровня доходов жителей Санкт-Петербурга внесла реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Однако рост инфляции привел в 2015 году в Санкт-Петербурге к снижению реальной заработной платы на 7,5% и реальных денежных доходов населения на 1,1% при их номинальном росте.

В 2016-2017 годах падение реальных денежных доходов населения продолжилось и составило 2,8% и 3,1% соответственно.

Среднедушевые денежные доходы населения Санкт-Петербурга в 2017 году составили 41,1 тыс. рублей (в 2014 году - 34,7 тыс. рублей, в 2015 году - 39,9 тыс. рублей, в 2016 году - 41,2 тыс. рублей). Отношение величины среднедушевых денежных доходов населения Санкт-Петербурга к среднедушевым денежным доходам в среднем по Российской Федерации составило 1,3 раза или 93% от планового значения данного целевого показателя на 2030 год, установленного Стратегией 2030 (1,4 раза).

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения в период с 2014 по 2016 годы снизился с 8,3% до 8,0%. В 2017 году уровень бедности в Санкт-Петербурге составил 8,1%, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (13,2%).

В 2017 году 46,7% всех денежных доходов населения Санкт-Петербурга приходилось на 20% населения с наибольшими доходами (в 2014 году - 49,1%, в 2015 году - 47,3%, в 2016 году - 47,1%). Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) в Санкт-Петербурге уменьшился с 0,437 в 2014 году до 0,408 в 2017 году (в 2015 году - 0,416, в 2016 году - 0,414), что ниже, чем в Москве (0,419). Уровень достижения планового значения данного целевого показателя на 2030 год, установленного Стратегией 2030 (не более 0,440), составил 108%.

Государственная социальная политика в Санкт-Петербурге направлена на снижение уровня бедности населения, обеспечение выполнения государственных обязательств в части предоставления социальных выплат и льгот различным категориям граждан, внедрение принципов адресности и нуждаемости при назначении социальных выплат и льгот, повышение качества социального обслуживания населения.

В 2017 году предоставление различных мер социальной поддержки осуществлялось для 81 льготной категории граждан (пожилых, инвалидов, семей, имеющих детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию), в том числе с учетом принципов адресности и нуждаемости.

В 2017 году различные меры социальной поддержки предоставлены более 2,5 млн. граждан на общую сумму 45,9 млрд. рублей. Основными получателями мер социальной поддержки являются пенсионеры, семьи с детьми и малоимущие семьи, одиноко проживающие граждане.

На конец 2017 года в Санкт-Петербурге действовали 109 учреждений социальной защиты населения, в том числе 100 - оказывающие социальные услуги, из них:

3 дома ветеранов войны и труда;

3 дома-интерната для престарелых и инвалидов;

специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы;

Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

8 психоневрологических интернатов;