Методика упрощенной оценки рисков влияния несоответствий на безопасность ГТС
Выявленные при проверках несоответствия являются индикаторами риска, для оценки которого необходимо проведение анализа влияния этих несоответствий на безопасность. Для оценки влияния на безопасность несоответствия обязательным требованиям по обеспечению безопасности, выявленного на ГТС, проводится упрощенная оценка риска аварий, возникновение которой возможно вследствие выявленного несоответствия, и устанавливается категория значимости проблемы безопасности.
При проведении качественной оценки риска влияния на безопасность несоответствия в качестве меры риска используется уровень риска. Необходимость и срочность мер по устранению или компенсации отступления следует определять на основе уровня риска аварии, связанной с данным несоответствием.
Оценки уровня риска влияния на безопасность несоответствия допускается выполнять с использованием подхода, основанного на анализе сценариев возможных аварий, которые представлены в декларации безопасности ГТС. Должны использоваться как минимум два сценария: сценарий наиболее вероятной тяжелой аварии и сценарий наиболее вероятной аварии.
Необходимо рассмотреть, может ли выявленное несоответствие стать исходным событием аварийного сценария наиболее вероятной тяжелой аварии и наиболее вероятной аварии, к каким последствиям это может привести.
Рассматриваются все несоответствия с использованием такого подхода.
В таблице N 1 приводится информация по категорированию аварий, возможных на ГТС, уровней рисков влияния несоответствия на безопасность и категорий значимости проблем безопасности в зависимости от тяжести последствий аварии.
Если при рассмотрении несоответствия установлено, что оно может быть инициирующим фактором наиболее вероятной тяжелой аварии или фактором, который усугубляет её последствия, то ему присваивается вероятность, соответствующая наиболее вероятной тяжелой аварии. Уровень риска влияния несоответствия на безопасность в соответствии с таблицей N 1 оценивается как высокий, категория значимости проблемы безопасности оценивается как высокая.
Если при рассмотрении несоответствия установлено, что оно может быть инициирующим фактором наиболее вероятной аварии или фактором, который усугубляет её последствия, то ему присваивается вероятность, соответствующая наиболее вероятной аварии. Уровень риска влияния несоответствия на безопасность в соответствии с таблицей N 1 оценивается как значительный, а категория значимости проблемы безопасности оценивается как средняя.
Для несоответствий, которые могут быть инициирующим фактором только тех аварийных ситуаций, последствием которых является приемлемый ущерб, уровень риска влияния несоответствия на безопасность может быть оценён как средний, а категория значимости проблемы безопасности может быть оценена как низкая.
Для несоответствий, которые не могут ни в каких сценариях привести к аварии на ГТС, уровень риска может быть оценён как низкий, а категория значимости проблемы безопасности оценивается как несущественная (или как отсутствие проблемы безопасности).
При оценке уровня риска влияния несоответствия на безопасность должна также оцениваться тяжесть последствий для жизни и здоровья людей, для объектов экономики и иных материальных ценностей, для окружающей природной среды. В таблице N 1 приводится информация для категорирования аварий, возможных на ГТС, по этим факторам. Если оценки риска влияния несоответствий на безопасность, выполненные по разным факторам, различаются, то за окончательную оценку уровня риска влияния несоответствия на безопасность принимается наиболее консервативная оценка.
Необходимость и срочность мер по устранению или компенсации несоответствия определяются в зависимости от окончательной оценки риска в соответствии с рекомендациями последней колонки таблицы N 1.
Для профилактики проблем, связанных с травматизмом персонала на ГТС, вводятся аналогичные характеристики уровней риска (высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск). Поэтому каждое из выявленных несоответствий рассматривается также с позиций риска влияния несоответствия на травматизм при нарушениях и авариях.
Альтернативный метод оценки приемлемости риска аварий, возникновение которых возможно вследствие выявленного несоответствия, а также необходимости и срочности мер по устранению или компенсации этого несоответствия представлен в таблице N 2, в которой приводятся критерии приемлемого (неприемлемого) риска в зависимости от частоты аварий на ГТС и размера финансового ущерба.
Оценка приемлемого (неприемлемого) риска аварий для различных сценариев влияния отступлений на безопасность ГТС выполняется на основе количественной оценки частоты аварий, возникновение которых возможно вследствие рассматриваемого отступления, и размера финансового ущерба, допускаемых нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений.