Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по применению динамических моделей пересмотра периодичности проведения плановых проверок гидротехнических сооружений при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений

II. Основные положения применения динамического метода управления периодичностью проведения плановых проверок ГТС

11. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в период между плановыми проверками ГТС юридическим лицом (эксплуатирующей организацией, собственником) осуществляется процедура декларирования безопасности ГТС, результатом которой является получение разрешения на эксплуатацию ГТС на определённый срок в зависимости от уровня безопасности ГТС и эксплуатационного состояния ГТС.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с момента ввода гидротехнических оружений в эксплуатацию. Максимальный срок действия разрешения на эксплуатацию ГТС по результатам декларирования безопасности ГТС не превышает 5 лет.

При формировании динамической модели результаты декларирования безопасности ГТС учитываются должностными лицами Ростехнадзора, уполномоченными на проведение плановых проверок в отношении этих ГТС. Результаты декларирования безопасности ГТС составляют основу динамической модели, в которую вносится обновлённая информация о ГТС в период действия разрешения на эксплуатацию по результатам прошедшего декларирования безопасности ГТС, а также используются в дальнейшем для пересмотра периодичности плановых проверок этих ГТС. Максимальный период между плановыми проверками может определяться в пределах не реже одного раза в 5 лет.

13. Не предполагается сокращение трудозатрат должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора на осуществление КНД, так как предусматривается выполнение аналитической работы по формированию динамических моделей, их обновлению и использованию в целях подготовки предложений в годовой график плановых проверок ГТС в период между плановыми проверками.

14. При отборе качественных и количественных факторов, диагностических показателей, сведений об условиях эксплуатации, сведений о внешних воздействиях для включения их в состав динамической модели и оценке их значимости для принятия решений о пересмотре периодичности плановых проверок учитывается следующее.

14.1. При осуществлении КНД классы ГТС положены в основу определения статических значений периодичности плановых проверок согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.

Класс ГТС является обобщённым показателем. Класс ГТС устанавливается с учетом высоты гидротехнического сооружения и типа грунта его основания; социально-экономической ответственности с учетом вероятности нарушения нормальной жизнедеятельности населения в случае аварии на ГТС (установленная мощность ГТС электростанций; ГТС атомных электростанций; ГТС в зависимости от класса опасности складируемых отходов); последствий возможных гидродинамических аварий на ГТС (в зависимости от числа постоянно проживающих людей, которые могут пострадать от аварии ГТС; числа людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены при аварии ГТС; территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии ГТС).

Все критерии для классификации ГТС практически стабильны, не меняются на этапе эксплуатации ГТС. Поэтому параметры и характеристики ГТС вносятся в базу данных и являются её неизменяемой частью. Исключение составляют сведения о размере возможного материального ущерба (без учета убытков владельца гидротехнического сооружения), вреде окружающей среде, количестве потерпевших лиц при аварии, которое определяется с учетом числа постоянно проживающих людей в зоне затопления. Сведения о размерах возможного ущерба и вреда периодически актуализируются в динамической модели.

При изменении этих данных в сторону повышения риска аварий увеличение периодичности проведения плановых проверок не осуществляется.

14.2. Уровни безопасности ГТС оцениваются в ходе декларирования безопасности ГТС для всего эксплуатируемого комплекса ГТС. Сведения об уровне безопасности в составе динамической модели актуализируются каждый раз по результатам декларирования безопасности. Вместе с тем уровень безопасности ГТС не может считаться критерием для пересмотра периодичности проведения плановых проверок ГТС. Уровень безопасности является формализованной обобщённой оценкой безопасности ГТС, учитывающей в совокупности влияние на безопасность большого числа качественных и количественных факторов, имеющих не только разную природу и значимость, но и разные масштабы.

14.3. На основе значений диагностических показателей состояния сооружения оценивается эксплуатационное состояние ГТС в ходе декларирования безопасности ГТС.

Для оценки эксплуатационного состояния ГТС используется Инструкция о порядке определения критериев безопасности и оценке состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (далее - Инструкция), утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 4 февраля 2002 г. N 10. Инструкция содержит общий подход к определению эксплуатационных состояний ГТС разного назначения с учетом состояния критериев безопасности ГТС в совокупности с другими диагностическими показателями. Информация об эксплуатационном состоянии ГТС в составе динамической модели актуализируется каждый раз по результатам декларирования безопасности. Вместе с тем характеристика эксплуатационного состояния ГТС не может считаться достаточным критерием для пересмотра периодичности проведения плановых проверок ГТС, так как является формализованной обобщённой оценкой.

14.4. Критерий безопасности ГТС является диагностическим показателем и устанавливается для каждого параметра, который является важным для контроля безопасности ГТС. Например, осадки секций плотины, интенсивность осадки секций плотины, горизонтальные перемещения гребня плотины в сторону нижнего бьефа с начала наблюдений, раскрытие межсекционных швов с начала наблюдений, фильтрационное противодавление в основании секций плотины, уровни внешних воздействий, другие параметры диагностических показателей.

Критерии безопасности представляют собой совокупность качественных и количественных параметров, которые учитываются при оценке уровня безопасности ГТС. Количественные параметры критериев безопасности, их изменения в ходе эксплуатации оцениваются двумя критериальными значениями диагностических показателей (К1) и (К2). При динамическом методе пересмотра периодичности проведения плановых проверок критерии безопасности включаются в состав динамической модели; оценивается их соответствие условию непревышения диагностических показателей над критериальными значениями.

15. Используя данные, включенные в состав динамической модели, должностными лицами Ростехнадзора оценивается:

изменение (повышение) риска аварии относительно ранее определённого значения за прошедший период между декларированием безопасности ГТС;

обоснованность сохранения базового значения периода между плановыми проверками, соответствующего классу ГТС;

возможность увеличения периода между плановыми проверками;

необходимость проведения внеплановых проверок.

16. Максимальный период между плановыми проверками может составить 5 лет для ГТС всех классов, если обоснована допустимость повышения периодичности проведения плановых проверок гидротехнических сооружений относительно базового значения, которое определено в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ с ограничением нижней границы частоты проверок записью "не чаще".

Для обоснования возможности повышения периодичности плановых проверок в сторону увеличения от 1 до 5 лет используются доказательные обоснования по исключению:

роста риска аварий на ГТС;

превышения диагностических показателей ГТС над их критериальными значениями в период не менее 5 лет;

снижения оценок уровня безопасности;

снижения эксплуатационного состояния ГТС.

В случае выявления негативных тенденций изменения перечисленных выше показателей (критериев безопасности и других диагностических показателей), определяющих в совокупности уровень безопасности ГТС и эксплуатационного состояния ГТС, указывающих на рост значений рисков, базовая периодичность плановых проверок для ГТС разных классов (пункт 4 настоящих Методических рекомендаций) остаётся на уровне базового значения.