1. Методические рекомендации по применению динамических моделей пересмотра периодичности проведения плановых проверок гидротехнических сооружений при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - Методические рекомендации) распространяются на гидротехнические сооружения объектов электроэнергетики, промышленности и водохозяйственного назначения, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
2. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Термины и определения, необходимые для целей настоящего документа, приводятся в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ), Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причинённый в результате аварии гидротехнического сооружения", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986 "О классификации гидротехнических сооружений" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986), приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 февраля 2016 г. N 67 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
4. Методические рекомендации распространяются на гидротехнические сооружения (далее - ГТС) I, II и III классов, которые находятся в эксплуатации.
Периодичность плановых проверок федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - плановые проверки) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ устанавливается на основе классификации ГТС:
для гидротехнических сооружений I и II классов - не чаще чем один раз в течение одного года;
для гидротехнических сооружений III класса - не чаще чем один раз в течение трех лет;
для гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся.
Критерии классификации гидротехнических сооружений установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 986.
5. В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться Ростехнадзором при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС.
Периодичность плановых проверок федерального государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, установленная статьёй 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ, определяет минимальные значения периодичности проведения плановых проверок. При осуществлении контрольно-надзорной деятельности (далее - КНД) назначенная периодичность на законодательном уровне соответствует статическому подходу (статической модели) и может быть изменена только в случае наличия достаточных обоснований для возможности увеличения периода между проверками. Статическая модель назначения периодичности плановых проверок определена в соответствии с классами ГТС, отнесения ГТС к степени опасности чрезвычайной ситуации при возможной аварии на этом ГТС, является базовой для установления периодичности проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их ГТС при осуществлении КНД.
6. Плановые проверки ГТС выполняются с использованием Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе эксплуатации, утверждённых приказом Ростехнадзора от 27 июня 2016 г. N 240, и проверочного листа, утверждённого приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2017 г. N 556 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений".
Для контроля изменений значений критериев безопасности ГТС используются Рекомендации по проверке критериев безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики, утверждённые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 января 2013 года N 25.
Проверки ГТС в режиме постоянного государственного надзора выполняются также с использованием Методических рекомендаций по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора, утверждённых приказом Ростехнадзора от 27 июня 2018 г. N 297.
Плановые проверки в периоды, не имеющие заранее определённых временных границ или представляющие повышенную опасность для ГТС (периоды паводков, навигации), проводятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя органа государственного надзора, которым также устанавливается дата начала и окончания проведения плановой проверки.
7. С целью обоснованного изменения (увеличения) установленной на законодательном уровне периодичности плановых проверок применяется динамический метод управления периодичностью проверок. Динамический метод управления периодичностью проверок базируется на динамической модели, представляющей собой совокупность изменяющихся сведений о ГТС, на основании которых можно формировать обоснования возможности изменять периодичность (варьировать периодичностью) плановых проверок на этапе эксплуатации.
Динамическая модель - это информационная база качественных и количественных факторов, диагностических показателей, характеризующих в том числе техническое состояние ГТС, условия его безопасной эксплуатации.
При этом каждый из факторов, контролируемые и диагностические показатели, в том числе критерии безопасности, периодически актуализируются и оцениваются на соответствие действующей проектной документации и требованиям безопасности в ходе декларирования безопасности ГТС и проверок.
8. Должностными лицами Ростехнадзора используется динамический метод управления периодичностью проверок, обеспечивающий обоснованно и без снижения контроля со стороны федерального государственного органа надзора осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований, установленных действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами в области безопасности ГТС, прогнозировать риски аварий и управлять периодичностью проведения плановых проверок в отношении каждого ГТС, а также обеспечивать снижение нагрузки на бизнес за счет увеличения периодов между плановыми проверками ГТС. При управлении периодичностью плановых проверок принимаются обоснованные решения, в число которых входят следующие:
увеличить период между предыдущей и очередной плановой проверками;
не изменять установленную Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ периодичность между плановыми проверками;
увеличить период между плановой и очередной проверками на следующем временном периоде эксплуатации, если юридическим лицом (эксплуатирующей организацией, собственником) приняты необходимые меры по обеспечению безопасности, уменьшению риска аварии.
Учитывается деятельность, проводимая юридическим лицом (эксплуатирующей организацией, собственником) по обеспечению безопасности ГТС в период между плановыми проверками, наличие (отсутствие) административных правонарушений.
9. Внеплановые проверки ГТС в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений проводятся при наличии оснований, указанных в частях 2, 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.
10. В настоящих Методических рекомендациях определяются порядок и процедуры создания и актуализации динамических моделей ГТС I, II и III классов для управления периодичностью проведения плановых проверок ГТС.