Недействующий

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства в образовательных организациях высшего образования, находящихся в ведении МЧС России (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2020 N 1050)

II. Разработка и реализация основных профессиональных образовательных программ

7. Основными документами, определяющими содержание и организацию образовательной деятельности в образовательных организациях МЧС России, являются федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, учебные планы (рабочие учебные планы) (далее - учебные планы), рабочие программы дисциплин (модуля), программы практик, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

8. Образовательные организации МЧС России самостоятельно разрабатывают основные профессиональные образовательные программы (программы подготовки специалистов среднего звена, программы профессионального обучения, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры и программы подготовки кадров высшей квалификации).

Основные профессиональные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию, разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями на основе соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП) (при наличии), наиболее полно отвечающих задачам подготовки обучающегося по соответствующей специальности (направлению подготовки).

Разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Основная профессиональная образовательная программа обновляется (переутверждается) при изменении законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения мероприятий по заблаговременной подготовке государства и общества в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, с учетом развития средств, форм и способов профилактики и тушения пожаров, проведения спасательных и аварийно-спасательных операций, государственного надзора в сфере деятельности МЧС России.

Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ определяется локальным нормативным актом образовательной организации МЧС России.

Каждый компонент основной профессиональной образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению образовательной организации МЧС России.

9. Порядок разработки примерных основных профессиональных образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

________________

Часть 11 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч.1), ст.7598; 2018, N 32 (ч.2), ст.5122).


При включении ПООП в реестр ПООП образовательные организации МЧС России разрабатывают основную профессиональную образовательную программу для лиц, поступающих на обучение в год, следующий за годом включения ПООП в реестр.

10. Учебные планы разрабатываются образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки, основных профессиональных образовательных программ.

Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета образовательной организации МЧС России, согласовываются с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и (или) территориальных органов МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся, утверждаются начальниками образовательных организаций МЧС России не позднее, чем за шесть месяцев до начала подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам.

11. В основной профессиональной образовательной программе определяются:

рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности;

планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, установленные федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, а также компетенции обучающихся, установленные образовательной организацией, с учетом направленности (профиля) образовательной программы;

планируемые результаты обучения по каждой дисциплине и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы;

примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

12. Учебные планы разрабатываются образовательными организациями МЧС России на основе федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований по соответствующей специальности, направлению подготовки, основных образовательных программ.

Учебные планы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета образовательной организации МЧС России, согласовываются с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся, утверждаются начальниками образовательных организаций МЧС России не позднее, чем за десять месяцев до начала подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам.

Учебные планы действуют в течение всего срока подготовки обучающихся по данной специальности, направлению подготовки.

13. В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик, аттестационных испытаний, итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план разрабатывается на каждую специальность (специализацию), направление подготовки. Лимит времени, отводимый на дисциплины специализации, должен обеспечивать выполнение квалификационных требований по ней и установленный соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом объем реализуемой образовательной программы.

14. В целях отражения достижений науки и техники, передового опыта в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, результатов анализа отзывов на выпускников образовательных организаций МЧС России из территориальных органов, спасательных воинских формирований, организаций МЧС России образовательные организации МЧС России вносят в учебный план изменения (дополнения):

вводит (исключает) дисциплины вариативной части образовательной программы при условии обеспечения выполнения установленных требований к результатам ее освоения;

перераспределяет время между дисциплинами базовой и вариативной частей образовательной программы в пределах, установленных федеральным государственным образовательным стандартом;

вводит (исключает) в дисциплину новые темы, перераспределяет время на ее изучение между периодами обучения, а также по темам и видам занятий, но не более 25 процентов отведенного на нее времени;