Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490

8.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 1 с указанием основных проблем и прогноз ее развития

Государственная политика в области содействия занятости в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 28.05.2008 N 342-56 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области содействия занятости населения в Санкт-Петербурге", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1542 "О Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга" и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга в области содействия занятости населения.

В настоящее время на рынке труда Санкт-Петербурга сохраняется профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения, связанный как с недостатком профессиональных кадров, адекватных требованиям рынка труда, так и с числом рабочих мест, пригодных к рациональному использованию рабочей силы без смены профессии (специальности) и потери квалификации.

Одновременно отмечается несогласованность интересов работников и работодателей. Работодателям требуются кадры, имеющие высокий уровень образования, высокую квалификацию и опыт работы. Имеющие такой уровень квалификации ищущие работу граждане отказываются от трудоустройства ввиду низкой оплаты труда. Действуют основные стереотипы о статусе и стоимости труда рабочих и специалистов, которые вызваны:

недостаточной информированностью молодежи о профессиях и специальностях, пользующихся спросом на рынке труда;

наличием значительной дифференциации в уровне оплаты труда между сферой услуг и производственной сферой, бюджетным и внебюджетным сектором;

низким качеством рабочих мест в отдельных видах экономической деятельности.

В этих условиях возрастает необходимость осуществления системного и комплексного регулирования ситуации, складывающейся на рынке труда Санкт-Петербурга.

В перспективе ожидается, что возрастет потребность экономики в квалифицированных работниках в сфере здравоохранения, фармацевтической отрасли, в области информационных технологий, образовании, сфере обслуживания, а также в специалистах, осуществляющих деятельность на стыке двух или нескольких наук (биофизика, биохимия, бизнес-информатика, нейропрограммирование и др.).

Прогнозируется повышенный спрос на рабочих высокой квалификации: операторов станков с числовым программным управлением, машинистов технологического оборудования, электрогазосварщиков, электромонтеров. Не будет снижаться спрос на специалистов: инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, врачей различных профилей, среднего медицинского персонала, специалистов торговли и общественного питания. В связи с развивающимся процессом информатизации общества возрастет спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями, робототехникой, методами цифрового производства.

В 2015-2017 годах ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга характеризовалась как трудонедостаточная - спрос на рабочую силу превышал ее предложение.

По данным Росстата, уровень безработицы (по методологии МОТ) в Санкт-Петербурге снизился, составив в 2016 году 1,6 процента от численности рабочей силы, в 2017 году - 1,7 процента (в 2015 году значение показателя составляло 2,1 процента)

По данным Росстата продолжительность поиска работы безработными в возрасте от 15 лет и старше (по методологии МОТ) в Санкт-Петербурге в 2017 году составила 5,0 мес. Это третье место среди регионов Российской Федерации (на первом Кировская область - 4,8 месяца; на втором - Нижегородская область - 5,0 месяцев).

В 2017 году в Службу занятости были заявлены более 140 тыс. вакансий, в том числе более 91 тыс. вакансий по рабочим профессиям (64,9%). В 2016 году в Службу занятости поступило 127,7 тыс. вакансий.

Наибольшее количество вакансий за январь-декабрь 2017 года заявлено организациями, относящимися к следующим видам экономической деятельности: строительство - 13,94 процента от всех заявленных вакансий, транспортировка и хранение - 13,42 процента; обрабатывающие производства - 12,93 процента; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 9,53 процента; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - 7,78 процента; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 6,12 процента, образование - 4,23 процента.