Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554

10.2. Характеристика текущего состояния подпрограммы "Развитие системы обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге" с указанием проблем и прогноз ее развития

Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание вопросам, связанным с обеспечением устойчивого экономического развития и высокого качества жизни населения. Одной из составляющих, оказывающих существенное влияние на повышение качества жизни петербуржцев, является эффективная система защиты прав потребителей.

Одним из основных приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу является создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге.

Для повышения эффективности правовой защищенности граждан в Санкт-Петербурге организована работа консультационного пункта и телефона "горячей линии" по защите прав потребителей. Получить информационно-консультационную поддержку по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, качества приобретенных товаров и услуг в рамках этого проекта горожане могут на бесплатной основе. Отдельно указанным проектом предусмотрена возможность бесплатного проведения экспертизы приобретенных товаров и услуг для малообеспеченных категорий горожан.

В 2017 году принято 1350 телефонных звонков, оформлено 63 экспертных заключения по обращениям социально незащищенных категорий граждан.

Проводится мониторинг обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. Результаты мониторинга используются при планировании мероприятий по защите прав потребителей.

Наиболее остро проблема защиты прав потребителей проявляется в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В определенной мере это связано с развитием пищевых технологий, появлением генно-модифицированных продуктов и наноматериалов, новых видов сырья, функциональных ингредиентов и технологических добавок, композитных упаковочных контактирующих с пищевым продуктом материалов, оказывающих неоднозначное воздействие на здоровье людей, особенно так называемых групп риска.

С одной стороны, расширение производства продуктов питания, увеличение ассортимента невозможно без широкого применения новых технологий. С другой стороны, недостаточность в ряде случаев эпидемиологических, клинических и лабораторных испытаний приводит к выводу на рынок новых пищевых продуктов, вызывающих ухудшение здоровья, особенно у детей, беременных женщин, пожилых людей.

Кроме того, в настоящее время проводится политика по снижению государственного контроля (надзора) в различных отраслях промышленности и переносу ответственности за выпускаемую продукцию на производителя, при этом ставится большой акцент на добросовестность производителя и его социальную ответственность. В 2010 году отменили обязательную сертификацию пищевой продукции, санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию и технические условия, в 2011 году отменили удостоверения о качестве и безопасности выпускаемой продукции. Данные изменения в законодательстве существенно отразились на качестве и безопасности реализуемой пищевой продукции в розничной сети в сторону ухудшения, что подтверждается проведенными Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" (далее - СПб ГБУ ЦКК) в рамках своих полномочий исследованиями.

В 2017 году СПб ГБУ ЦКК проведено более 13000 лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, рассмотрено более 3500 обращений граждан по вопросу защиты прав потребителей.

С марта 2016 года СПб ГБУ ЦКК приступило к реализации городской программы "Санкт-Петербургская система добровольной сертификации товаров и услуг "Петербургская марка качества" (далее - ПМК). Программа создана в целях обеспечения жителей Санкт-Петербурга качественными и безопасными товарами и услугами и ориентирована в первую очередь на продукцию, включенную в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения Санкт-Петербурга.

По состоянию на 01.01.2018 знак качества программы ПМК присвоен 175 продовольственным товарам, 27 промышленным товарам (детская одежда) и 5 услугам.

Программу ПМК в значительной степени можно соотнести с основными направлениями государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, связанными с контролем соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области безопасности пищевых продуктов на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации и совершенствованием самой системы организации контроля безопасности пищевых продуктов (пункт 12 часть IV Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120).

Программа ПМК также реализуется в соответствии с пунктом 2.8.6 "Продвижение системы добровольной сертификации товаров, работ и услуг "Петербургская марка качества" Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг Санкт-Петербурга в 2018-2020 годах, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 65-рп.

В октябре 2017 года Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" проведен опрос об уровне удовлетворенности потребителей качеством пищевых продуктов в Санкт-Петербурге.