Характеристики деятельности бизнес-инкубаторов
Категория | Характеристика |
Экономический вклад | Число компаний-резидентов инкубатора |
Число компаний-выпускников инкубатора | |
Совокупная выручка компаний-резидентов | |
Совокупная выручка компаний-выпускников | |
Число компаний, добровольно или принудительно досрочно закончивших сотрудничество с инкубатором | |
Человеческий капитал | Совокупное число сотрудников компаний-резидентов |
Уровень образования работников компаний-резидентов | |
Численность персонала, обслуживающего инкубатор | |
Совокупное число сотрудников компаний-выпускников инкубатора | |
Организационная структура | Доступная площадь для размещения компаний-резидентов |
Наличие физической инфраструктуры | |
Уровень заполняемости инкубатора | |
Операционные издержки деятельности инкубатора | |
Источники финансирования | |
Оборачиваемость компаний-резидентов в течение инкубационного цикла |
Полученные данные могут использоваться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления как для сравнительной оценки различных элементов инновационной инфраструктуры (в пределах одного класса), так и для изучения динамики развития какого-либо конкретного объекта.
При проведении исследования эффективности на основе указанных критериев следует учитывать, что данный метод оценки имеет ряд внутренних ограничений. На сравнительную эффективность деятельности элементов инновационной инфраструктуры могут оказывать влияние другие (ненаблюдаемые) факторы, а также факторы, сложно поддающиеся измерению (например, мотивация и отдача менеджмента организаций).
Таким образом, с целью сокращения неэффективного расходования средств рекомендуется проведение оценки эффективности мер поддержки бизнеса.
В рамках реализации данной рекомендации предлагается привлечь сотрудников региональных финансовых и экономических органов и экспертов к составлению системы индикаторов, характеризующих эффективность осуществляемых в регионе мероприятий по поддержке бизнеса, после чего проводить оценку эффективности имеющихся мер поддержки бизнеса с тем, чтобы реализовывать наиболее действенные эффективные мероприятия.
2.3.4. Совершенствование мер по поддержке малого и среднего бизнеса.
Для достижения быстрого и устойчивого экономического роста регионам и муниципалитетам рекомендуется создать условия для возникновения и роста новых компаний, поскольку именно они соответствуют новому времени и стремительно меняющейся конъюнктуре. Такой бизнес обычно принимает форму малого, в то время как средний бизнес стремится к укрупнению.
Попытки обеспечить ускоренный рост доходов региональных и местных бюджетов должны включать в себя меры по обеспечению уверенного экономического роста территорий, в том числе развитию малого и среднего бизнеса.
Помимо непосредственных проблем, связанных с уплатой налогов, требующих информационного взаимодействия с возникающими и растущими компаниями, следует также иметь в виду информационную и консультационную поддержку малых и средних предприятий непосредственно в их деятельности и, особенно, во взаимодействии с государственными органами.
Региональный опыт показывает, что нередко есть возможности для дальнейшего улучшения информационного взаимодействия с малым и средним бизнесом. В частности, для популяризации предоставляемых субсидий и льгот могут проводиться семинары и "воркшопы" с представителями малого и среднего бизнеса, на которых могут разъясняться процедуры получения субсидий. "Воркшопы" представляют собой семинары (мастер-классы, тренинги), на которых собираются люди, объединенные какой-то одной идеей, интересами, целью. Они могут носить как профессиональный характер, так и иметь психологическую направленность (духовное, личностное развитие), т.е. представляют собой групповой метод развития. Его центральная идея состоит в освоении какого-то навыка, получении знания путем взаимодействия заинтересованных в нем людей.
В случае привязки предоставляемой помощи к определенным секторам экономики соответствующие семинары следует также привязывать к определенным секторам, чтобы повысить эффективность информационного взаимодействия и предотвратить разочарование в полезности посещения подобных семинаров.
Кроме того, полезны более неформальные встречи представителей малого и среднего бизнеса с высшим руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководством местных органов власти. Подобные встречи полезно проводить на регулярной (с заранее известным графиком) основе, по устоявшемуся формату, максимально подогнанному к достижению эффективного взаимодействия представителей власти и бизнеса.