МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 октября 2018 года
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Методические рекомендации), разработаны на основе изучения международного и российского опыта, в том числе в 10 пилотных регионах (Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике).
Методические рекомендации содержат комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на рост экономического и налогового потенциалов, реализация которых на региональном и муниципальном уровнях будет способствовать увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях повышения доходной базы региональных и местных бюджетов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется реализовать комплекс следующих мер:
1) меры по повышению эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов;
2) меры по активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов;
3) меры, способствующие развитию экономики территорий;
4) меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях.
Многие меры по обеспечению ускоренного роста доходной базы уже применяются на практике региональными и муниципальными органами власти. Применяемые в пилотных регионах меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов представлены в Таблице 1.
Применяемые в пилотных субъектах Российской Федерации меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов
Реализуемые меры/ Пилотные регионы | С устойчивыми тенденциями развития | Средние показатели развития | Невысокие показатели развития | |||||||
Москов- ская область | Белгород- ская область | Саратов- ская область | Свердлов- ская область | Ярослав- ская область | Респуб- лика Дагес- тан | Курган- ская область | Респуб- лика Мордо- вия | Респуб- лика Север- ная Осетия | Карачаево- Черкесская Респ. | |
I. Повышение эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов | ||||||||||
Расширение состава комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и организациях | х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и организациях | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Дальнейшее повышение квалификации работников администраций региона, муниципальных образований | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Создание единой онлайн-площадки для обработки обращений населения в региональные и муниципальные органы государственного управления | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Создание единой онлайн-площадки для обработки обращений представителей бизнеса в администрации региона и муниципальных образований, а также к представителям Федеральной налоговой службы | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Активизация работы по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов | х | |||||||||
Активизация работы по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты налога на доходы физических лиц | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |
Профилактика налоговых нарушений и предотвращение банкротства предприятий и организаций | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Осуществление мониторинга финансового состояния крупных предприятий и организаций с целью прогнозирования налоговых поступлений | х | х | ||||||||
Активизация работы по приватизации и коммерциализации непрофильных активов | х | х | х | х | х | |||||
Активизация мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ | х | х | х | х | х | х | х | |||
II. Активизация работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов | ||||||||||
Активизация работы по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства | х | х | х | х | х | х | ||||
Дальнейшее развитие системы видео-фиксации нарушений правил дорожного движения | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |
Дальнейшее развитие системы платных услуг: сети платных парковок и платных автодорог | х | х | х | х | х | х | ||||
Упорядочение рынка наружной рекламы | х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Интеграция региональных и муниципальных баз данных по объектам недвижимого имущества и земельным участкам с базой данных Росреестра, сверка этих баз и унификация форматов представления данных | х | х | ||||||||
Повышение ставок налога на имущество организаций в пределах, установленных федеральным законодательством | х | х | х | х | х | х | х | |||
Увеличение ставок транспортного налога для мощных, дорогих и элитных автомобилей | х | х | х | х | х | х | х | |||
Внедрение передового опыта регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет добровольных пожертвований граждан | х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Разработка и внедрение единой методики оценки налоговых льгот | х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Активизация работы по проведению экологического мониторинга | х | х | х | х | х | х | ||||
III. Меры, направленные на развитие экономического потенциала регионов и муниципалитетов | ||||||||||
Активизация работы по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения | х | х | х | |||||||
Проведение предварительной оценки эффективности предлагаемых к внедрению мер поддержки бизнеса (налоговые льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д.) | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |
Оценка эффективности мероприятий по поддержке бизнеса | х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Дальнейшее совершенствование мер по поддержке малого и среднего бизнеса | х | х | х | х | х | х | х | х | х | |
Активизация работы по восстановлению и поддержанию работоспособности инфраструктуры для новых форм бизнеса - технопарка и бизнес-инкубатора | х | |||||||||
Дальнейшее развитие финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение дополнительных направлений такой поддержки | х | х | х | х | х | х | х | х | х | х |
Дальнейшее развитие организационной поддержки бизнеса: развитие системы "одного окна" для бизнеса | х | х | х | х | ||||||
Дальнейшее развитие информационной и организационной поддержки сельскохозяйственных производителей | х | х | х | х | ||||||
Развитие технической поддержки сельскохозяйственных производителей: дальнейшее развитие системы лизинга сельскохозяйственной техники | х | х | х | х | х | |||||
Активизация работы по расширению рынков сбыта продукции, произведенной в субъекте Российской Федерации | х | х | х | х | ||||||
IV. Меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях | ||||||||||
Развитие системы стимулирования органов местного самоуправления к увеличению доходной базы местных бюджетов путем составления рейтингов органов местного самоуправления | х | х | х | х | х | |||||
Увеличение нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты | x | x | x | x | x | x | ||||
Совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории | x | x | x | x | x | x | x | x | x | x |
Проведенный анализ показал, что применяемые регионами и муниципалитетами меры недостаточно эффективны, и в работе региональных и местных органов власти по обеспечению ускоренного роста доходной базы бюджетов следует уделить наибольшее внимание именно повышению эффективности предпринимаемых мер. Повышение эффективности уже предпринимаемых мер должно базироваться на системном и научно-обоснованном подходах к оценке эффективности.
Другим направлением деятельности может стать поиск новых перспективных мер, основанных на опыте других регионов и международном опыте.
Большинство предлагаемых рекомендаций носит как универсальный характер и касается всех регионов и муниципальных образований, так и включает особенные меры для определенных видов муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений). Рекомендуемые мероприятия отобраны на основе примеров лучшей международной и российской практики.
2. Меры, рекомендуемые к принятию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, для увеличения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Необходимы совместные усилия муниципальных и региональных властей для развития субъекта Российской Федерации по следующим направлениям деятельности:
активизация экономического роста и укрепление социальной стабильности;
расширение налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, увеличение поступлений неналоговых доходов;
повышение поступлений по НДФЛ, налогу на прибыль организаций и акцизов;
поддержка малого и среднего бизнеса;
мониторинг налоговой дисциплины получателей средств по государственным (муниципальным) контрактам.
2.1. Повышение эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов.
Важным фактором, влияющим на ускоренный рост доходов региональных и местных бюджетов, является реализация набора мер по повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, к которому относятся:
расширение состава комиссий по снижению неформальной занятости, мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и в организациях (далее - предприятия);
разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях;
дальнейшее повышение квалификации работников исполнительных органов власти региона, муниципальных образований в сфере администрирования доходов региональных и местных бюджетов;
создание единой онлайн-площадки для обработки обращений населения, представителей бизнеса в органы исполнительной власти региона и муниципальных образований, а также к представителям Федеральной налоговой службы по вопросам уплаты налогов и сборов, улучшения администрирования налогов и сборов;
профилактика налоговых нарушений и предотвращение банкротства предприятий.
Меры по повышению эффективности администрирования бюджетных доходов (налоговых и неналоговых) касаются возможности непосредственного воздействия на собираемость доходов, без изменения их структуры и применения мер экономического развития. Подобные меры связаны с оптимизацией работы существующих в регионах и муниципалитетах комиссий по легализации налоговой базы, созданием и развитием более эффективной инфраструктуры обратной связи с гражданами и предприятиями (в виде онлайн-площадок) по вопросам уплаты налогов и сборов, активизацией разных видов деятельности, связанных с повышением собираемости налогов.
В число последних входят легализация трудовых отношений с иностранцами, выявление случаев сдачи квартир в аренду без уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), мониторинг финансового состояния крупных предприятий, приватизация и коммерциализация непрофильных государственных и муниципальных активов, проведение комплексных кадастровых работ, повышение квалификации работников исполнительных органов власти региона и муниципальных образований в сфере администрирования доходов региональных и местных бюджетов, комплекс мер по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий.
При этом деятельность в сфере сокращения неформальной занятости представляет собой лишь один из компонентов комплексного подхода к формализации экономики с целью повышения налогового потенциала муниципальных образований.
Также органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо активизировать работу с налоговыми органами по сокращению недоимки по уплате налогов в региональные и местные бюджеты, а также по мобилизации дополнительных налоговых поступлений.
2.1.1. Расширение состава комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях.
В регионах и муниципалитетах могут создаваться рабочие группы по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости, которые осуществляют координацию межведомственного взаимодействия в данном направлении деятельности. С различной частотой могут проводиться заседания таких рабочих групп с участием приглашенных предпринимателей.
В некоторых регионах комиссии по легализации налоговой базы уже осуществляют мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях. Тем не менее, во многих из них целесообразно введение в состав комиссий по легализации налогооблагаемой базы различных отраслевых экспертов, как со стороны региональных и муниципальных органов власти, так и научной среды, бизнес-сообщества, профсоюзных организаций.
Включение в состав комиссий экспертов, хорошо знающих особенности работы предприятий соответствующей отрасли, осведомленных о действительном положении дел на предприятиях, позволит более эффективно осуществлять мониторинг предприятий на предмет возможности увеличения налогооблагаемой базы и создаст условия для увеличения собираемости налогов.
2.1.2. Разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях.
Основным бюджетообразующим налогом региональных и местных бюджетов является НДФЛ. Его собираемость в большинстве случаев определяется величиной заработной платы наемных работников.
Таким образом, важной частью деятельности комиссий по легализации налоговой базы, существующих в том или ином виде во всех регионах, следует считать меры, касающиеся мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях. В частности, рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли).
Мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях требует разработки регламента ведения подобного мониторинга. Необходимо определиться с критическими уровнями задолженности, заработных плат и численности работников, которые надлежит считать заниженными. Критические уровни целесообразно увязывать со средними значениями по отрасли. Так, в качестве критического уровня по заработной плате можно, например, ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня заработной платы по отрасли.