МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 октября 2018 года

Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Введение

Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Методические рекомендации), разработаны на основе изучения международного и российского опыта, в том числе в 10 пилотных регионах (Московской, Белгородской, Саратовской, Свердловской, Ярославской, Курганской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесской Республике).

Методические рекомендации содержат комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на рост экономического и налогового потенциалов, реализация которых на региональном и муниципальном уровнях будет способствовать увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

1. Общие положения

В целях повышения доходной базы региональных и местных бюджетов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется реализовать комплекс следующих мер:

1) меры по повышению эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов;

2) меры по активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов;

3) меры, способствующие развитию экономики территорий;

4) меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях.

Многие меры по обеспечению ускоренного роста доходной базы уже применяются на практике региональными и муниципальными органами власти. Применяемые в пилотных регионах меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Применяемые в пилотных субъектах Российской Федерации меры по увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов

Реализуемые меры/

Пилотные регионы

С устойчивыми тенденциями развития

Средние показатели развития

Невысокие показатели развития

Москов-

ская область

Белгород-

ская область

Саратов-

ская область

Свердлов-

ская область

Ярослав-

ская область

Респуб-

лика Дагес-

тан

Курган-

ская область

Респуб-

лика Мордо-

вия

Респуб-

лика Север-

ная Осетия

Карачаево-

Черкесская Респ.

I. Повышение эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов

Расширение состава комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и организациях

х

х

х

х

х

х

х

х

Разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и организациях

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Дальнейшее повышение квалификации работников администраций региона, муниципальных образований

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Создание единой онлайн-площадки для обработки обращений населения в региональные и муниципальные органы государственного управления

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Создание единой онлайн-площадки для обработки обращений представителей бизнеса в администрации региона и муниципальных образований, а также к представителям Федеральной налоговой службы

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Активизация работы по легализации трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов

х

Активизация работы по выявлению случаев сдачи в аренду жилья без заключения договора аренды и уплаты налога на доходы физических лиц

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Профилактика налоговых нарушений и предотвращение банкротства предприятий и организаций

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Осуществление мониторинга финансового состояния крупных предприятий и организаций с целью прогнозирования налоговых поступлений

х

х

Активизация работы по приватизации и коммерциализации непрофильных активов

х

х

х

х

х

Активизация мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ

х

х

х

х

х

х

х

II. Активизация работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов

Активизация работы по выявлению незарегистрированных средств водного транспорта и уплаты налога на эти транспортные средства

х

х

х

х

х

х

Дальнейшее развитие системы видео-фиксации нарушений правил дорожного движения

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Дальнейшее развитие системы платных услуг: сети платных парковок и платных автодорог

х

х

х

х

х

х

Упорядочение рынка наружной рекламы

х

х

х

х

х

х

х

х

Интеграция региональных и муниципальных баз данных по объектам недвижимого имущества и земельным участкам с базой данных Росреестра, сверка этих баз и унификация форматов представления данных

х

х

Повышение ставок налога на имущество организаций в пределах, установленных федеральным законодательством

х

х

х

х

х

х

х

Увеличение ставок транспортного налога для мощных, дорогих и элитных автомобилей

х

х

х

х

х

х

х

Внедрение передового опыта регионов по реализации проектов, частично финансируемых за счет добровольных пожертвований граждан

х

х

х

х

х

х

х

х

Разработка и внедрение единой методики оценки налоговых льгот

х

х

х

х

х

х

х

х

Активизация работы по проведению экологического мониторинга

х

х

х

х

х

х

III. Меры, направленные на развитие экономического потенциала регионов и муниципалитетов

Активизация работы по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения

х

х

х

Проведение предварительной оценки эффективности предлагаемых к внедрению мер поддержки бизнеса (налоговые льготы, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д.)

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Оценка эффективности мероприятий по поддержке бизнеса

х

х

х

х

х

х

х

х

Дальнейшее совершенствование мер по поддержке малого и среднего бизнеса

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Активизация работы по восстановлению и поддержанию работоспособности инфраструктуры для новых форм бизнеса - технопарка и бизнес-инкубатора

х

Дальнейшее развитие финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, внедрение дополнительных направлений такой поддержки

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Дальнейшее развитие организационной поддержки бизнеса: развитие системы "одного окна" для бизнеса

х

х

х

х

Дальнейшее развитие информационной и организационной поддержки сельскохозяйственных производителей

х

х

х

х

Развитие технической поддержки сельскохозяйственных производителей: дальнейшее развитие системы лизинга сельскохозяйственной техники

х

х

х

х

х

Активизация работы по расширению рынков сбыта продукции, произведенной в субъекте Российской Федерации

х

х

х

х

IV. Меры по совершенствованию подходов к межбюджетному регулированию на региональном и муниципальном уровнях

Развитие системы стимулирования органов местного самоуправления к увеличению доходной базы местных бюджетов путем составления рейтингов органов местного самоуправления

х

х

х

х

х

Увеличение нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты

x

x

x

x

x

x

Совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

Проведенный анализ показал, что применяемые регионами и муниципалитетами меры недостаточно эффективны, и в работе региональных и местных органов власти по обеспечению ускоренного роста доходной базы бюджетов следует уделить наибольшее внимание именно повышению эффективности предпринимаемых мер. Повышение эффективности уже предпринимаемых мер должно базироваться на системном и научно-обоснованном подходах к оценке эффективности.

Другим направлением деятельности может стать поиск новых перспективных мер, основанных на опыте других регионов и международном опыте.

Большинство предлагаемых рекомендаций носит как универсальный характер и касается всех регионов и муниципальных образований, так и включает особенные меры для определенных видов муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений). Рекомендуемые мероприятия отобраны на основе примеров лучшей международной и российской практики.

2. Меры, рекомендуемые к принятию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, для увеличения доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Необходимы совместные усилия муниципальных и региональных властей для развития субъекта Российской Федерации по следующим направлениям деятельности:

активизация экономического роста и укрепление социальной стабильности;

расширение налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, увеличение поступлений неналоговых доходов;

повышение поступлений по НДФЛ, налогу на прибыль организаций и акцизов;

поддержка малого и среднего бизнеса;

мониторинг налоговой дисциплины получателей средств по государственным (муниципальным) контрактам.

2.1. Повышение эффективности администрирования доходов региональных и местных бюджетов.

Важным фактором, влияющим на ускоренный рост доходов региональных и местных бюджетов, является реализация набора мер по повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, к которому относятся:

расширение состава комиссий по снижению неформальной занятости, мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях и в организациях (далее - предприятия);

разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях;

дальнейшее повышение квалификации работников исполнительных органов власти региона, муниципальных образований в сфере администрирования доходов региональных и местных бюджетов;

создание единой онлайн-площадки для обработки обращений населения, представителей бизнеса в органы исполнительной власти региона и муниципальных образований, а также к представителям Федеральной налоговой службы по вопросам уплаты налогов и сборов, улучшения администрирования налогов и сборов;

профилактика налоговых нарушений и предотвращение банкротства предприятий.

Меры по повышению эффективности администрирования бюджетных доходов (налоговых и неналоговых) касаются возможности непосредственного воздействия на собираемость доходов, без изменения их структуры и применения мер экономического развития. Подобные меры связаны с оптимизацией работы существующих в регионах и муниципалитетах комиссий по легализации налоговой базы, созданием и развитием более эффективной инфраструктуры обратной связи с гражданами и предприятиями (в виде онлайн-площадок) по вопросам уплаты налогов и сборов, активизацией разных видов деятельности, связанных с повышением собираемости налогов.

В число последних входят легализация трудовых отношений с иностранцами, выявление случаев сдачи квартир в аренду без уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), мониторинг финансового состояния крупных предприятий, приватизация и коммерциализация непрофильных государственных и муниципальных активов, проведение комплексных кадастровых работ, повышение квалификации работников исполнительных органов власти региона и муниципальных образований в сфере администрирования доходов региональных и местных бюджетов, комплекс мер по профилактике налоговых нарушений и предотвращению банкротства предприятий.

При этом деятельность в сфере сокращения неформальной занятости представляет собой лишь один из компонентов комплексного подхода к формализации экономики с целью повышения налогового потенциала муниципальных образований.

Также органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо активизировать работу с налоговыми органами по сокращению недоимки по уплате налогов в региональные и местные бюджеты, а также по мобилизации дополнительных налоговых поступлений.

2.1.1. Расширение состава комиссий по снижению неформальной занятости, мониторингу уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях.

В регионах и муниципалитетах могут создаваться рабочие группы по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости, которые осуществляют координацию межведомственного взаимодействия в данном направлении деятельности. С различной частотой могут проводиться заседания таких рабочих групп с участием приглашенных предпринимателей.

В некоторых регионах комиссии по легализации налоговой базы уже осуществляют мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях. Тем не менее, во многих из них целесообразно введение в состав комиссий по легализации налогооблагаемой базы различных отраслевых экспертов, как со стороны региональных и муниципальных органов власти, так и научной среды, бизнес-сообщества, профсоюзных организаций.

Включение в состав комиссий экспертов, хорошо знающих особенности работы предприятий соответствующей отрасли, осведомленных о действительном положении дел на предприятиях, позволит более эффективно осуществлять мониторинг предприятий на предмет возможности увеличения налогооблагаемой базы и создаст условия для увеличения собираемости налогов.

2.1.2. Разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях.

Основным бюджетообразующим налогом региональных и местных бюджетов является НДФЛ. Его собираемость в большинстве случаев определяется величиной заработной платы наемных работников.

Таким образом, важной частью деятельности комиссий по легализации налоговой базы, существующих в том или ином виде во всех регионах, следует считать меры, касающиеся мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях. В частности, рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли).

Мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях требует разработки регламента ведения подобного мониторинга. Необходимо определиться с критическими уровнями задолженности, заработных плат и численности работников, которые надлежит считать заниженными. Критические уровни целесообразно увязывать со средними значениями по отрасли. Так, в качестве критического уровня по заработной плате можно, например, ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня заработной платы по отрасли.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»