Статус документа
Статус документа

СП 387.1325800.2018 Железобетонные пространственные конструкции покрытий и перекрытий. Правила проектирования (с Изменениями N 1, 2, 3)

    Основные положения

16.1 Шатровые конструкции для покрытий или междуэтажных перекрытий зданий различного назначения представляют собой тонкостенные складки и пространственные плитно-стержневые системы (рамно-шатровые конструкции) с формой несущей конструкции в виде многогранника на плоском полигональном (чаще прямоугольном) контуре. Форма многогранника - полная или усеченная пирамида со средним диском в центральной части плана конструкции (см. рисунок 16.1, а). Шатровые тонкостенные складчатые конструкции (шатровые оболочки) образованы тонкостенными плоскими или ребристыми плитами в форме горизонтальной и наклонных (боковых) граней шатра.

Основная несущая конструкция рамно-шатровых конструкций - пространственная шатровая рама. Продольные оси основных элементов шатровой рамы расположены на пересечениях граней шатра - вдоль ребер шатровой складки.

Диагональные рамы сборных рамно-шатровых конструкций в зависимости от длины перекрываемого пролета, строительной высоты перекрытия и уровня действующих нагрузок принимают в виде отдельных сборных элементов - рам с подкосами (рисунок 16.2, а), или в составе плит П1 и П2 в виде ребер переменной высоты, увеличивающейся от высоты контура среднего диска до высоты бортового элемента в угловых зонах (рисунок 16.2, б). В последнем конструктивном решении контур среднего диска образован внутренними поперечными ребрами плиты П2 и средними частями сопряженных внешних продольных ребер плит П2 и П3. Внешний контур шатровой рамы, в котором размещается основная арматура шатра (затяжка), образован длинными контурными ребрами трапециевидных в плане плит П1. Внутренний контур образован сопряженными ребрами плит П1 и П2.

     
а - с вертикальными бортовыми элементами, б - гладкие с капителью и надколонной полосой; в - из ребристых плит

     
Рисунок 16.1 - Схемы шатровых складок покрытий и перекрытий


Пространственная работа конструкций шатрового типа определяется наличием усилий распора. Восприятие усилий распора конструктивно решается устройством замкнутого контура из бортовых элементов по периметру шатра, в которых размещается основная арматура (затяжка) шатра. Значение распора определяется уровнем действующих нагрузок и соотношением основных геометрических размеров конструкции, к которым относятся размеры плана шатра в осях контурных элементов, габариты среднего диска и высота стрелы подъема шатра.

Стрела подъема шатра - расстояние от уровня срединной поверхности среднего диска до уровня пояса затяжки шатра. Строительную высоту шатровых конструкций рекомендуется назначать в пределах 1/8-1/12 перекрываемого пролета.

 
а - под нагрузки до 30 кН/м; б - под нагрузки до 10 кН/м; 1, 2 - колонны с капителями; 3 - бортовые элементы; 4 - диагональные рамы; 5, 6 - плиты настила; 7 - диагональные ребра плит (подкос рамы); 8 - контур среднего (центрального) диска; 9 - внешний (основной) контур; 10 - внутренний (промежуточный) контур

Рисунок 16.2* - Сборные рамно-шатровые перекрытия

________________

* Измененная редакция, Изм. N 1.

Шатровые конструкции проектируют многопролетными (или многоволновыми) и однопролетными (отдельно стоящими), с опиранием по углам на колонны, по нескольким сторонам или по контуру (см. рисунок 16.1).

Железобетонные шатры выполняют сборными, сборно-монолитными, монолитными и комбинированными, например, из тонких железобетонных пластин на стальном решетчатом каркасе.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

16.2 Шатровые конструкции предназначаются для покрытий и перекрытий квадратных или прямоугольных (с отношением сторон <2) ячеек зданий с укрупненным шагом колонн или стен. Размеры шатровых складок в плане рекомендуется принимать:

- для покрытий: от 1212 м до 1818 м - железобетонные, до 2424 м - комбинированные;

- перекрытий - от 66 м до 1212 м.

Рамно-шатровые конструкции покрытий и перекрытий в зависимости от уровня действующих нагрузок рекомендуется принимать размерами в плане от 66 м до 1818 м.

В шатровых конструкциях могут быть предусмотрены проемы для пропуска коммуникаций, для световых и аэрационных фонарей, а также крепежные приспособления для восприятия сосредоточенных нагрузок от подвесного транспорта, коммуникаций и т.п., которые следует располагать в узлах сопряжения ребер.

(Измененная редакция, Изм. N 3).