12.12 Гипары выполняют сборными и монолитными.
Монолитные оболочки проектируют гладкими, без ребер. В сборных оболочках разрезку на плиты осуществляют по направлению прямолинейных образующих и направляющих, а плиты по краям окаймляют ребрами. Геометрические размеры и армирование ребер назначают с учетом требований монтажа. Совпадение геометрии двух поверхностей - исходной и получаемой в результате сборки плит - достигается за счет переменной толщины монолитных швов.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
12.13 Гипары проектируют с контурными элементами, в качестве которых обычно используют бортовые балки и фермы. Сильно искривленные однолепестковые гипары пролетом до 30 м допускается проектировать без контурных элементов. Оболочки по контуру допускается опирать на ряд стоек. По линиям сопряжения отдельных лепестков в оболочках располагают коньковые балки (см. рисунок 12.3).
При больших пролетах растянутые контурные элементы и коньковые балки рекомендуется выполнять с предварительным напряжением арматуры.
Сечения бортовых элементов рекомендуется назначать минимально возможными.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
12.14 Армирование гипаров рекомендуется принимать, располагая стержни по прямолинейным образующим и направляющим поверхности. Для армирования плит рекомендуется применять сварные сетки из холоднодеформированной проволоки класса В500. Нижние углы однолепестковых и многолепестковых гипаров допускается армировать косыми стержнями, служащими для восприятия главных растягивающих усилий. Стержни принимают криволинейного очертания и располагают по направлению не проходящей через эти углы диагонали прямоугольного или квадратного плана оболочки.
12.15 Стыки плит сборных гипаров должны обеспечивать восприятие сдвигающих и нормальных усилий. Стыки следует проектировать с учетом 6.4.