9.16 Высоту оболочки , включая высоту сечения бортовой балки, рекомендуется назначать равной (1/6-1/8) , а стрелу подъема - равной (1/6-1/8) .
Продольные края оболочки в пролете могут быть свободными или опираться на колонны или стены.
Поперечное сечение оболочек может быть очерчено по дуге круга, эллипса или по другой кривой. Рекомендуется принимать круговое очертание - как наиболее простое в производстве работ.
Схемы сечений оболочек приведены на рисунках 9.1-9.3.
9.17 Сборные и сборно-монолитные цилиндрические оболочки выполняют ребристыми, монолитные гладкими.
Ребристые монолитные оболочки (см. рисунок 9.9) рекомендуется применять в тех случаях, когда вследствие наличия сосредоточенных нагрузок, особенностей очертания оболочки, условий ее опирания, больших пролетов или других причин для гладкой оболочки требуется большая толщина и устройство массивных бортовых элементов.
Рисунок 9.9 - Ребристая оболочка
Диафрагмы проектируют вертикальными, а при необходимости - наклонными и криволинейными.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
9.18 При выборе типа бортовых элементов цилиндрических оболочек следует учитывать условия опирания краев оболочки.
Бортовые элементы для оболочек со свободно висящими краями рекомендуется принимать в виде балок, расположенных ниже края оболочки (см. рисунок 9.10, а). Для сборных конструкций балки в целях снижения их веса могут быть двутаврового сечения.
При необходимости бортовые элементы могут располагаться выше края оболочки (см. рисунок 9.10, б). Они выполняются прямоугольного сечения (могут быть с приливами) или -образного сечения (см. рисунок 9.10, в). Если края оболочки подперты, то бортовой элемент целесообразно проектировать в виде горизонтальной плиты (см. рисунок 9.10, г).
Рисунок 9.10 - Бортовые элементы
Размеры сечений бортовых элементов определяют по расчету и с учетом конструктивных требований. Рекомендуемые размеры сечений этих элементов в долях от полной высоты сечения оболочки приведены на рисунке 9.10. Высоту сечения бортовых элементов в долях пролета рекомендуется принимать равной 1/20-1/30.
Промежуточные бортовые элементы, соединяющие отдельные волны многоволновых оболочек, проектируют аналогично крайним бортовым элементам по одному из типов, изображенных на рисунке 9.10.
9.19 Средние и торцевые диафрагмы цилиндрических оболочек устраивают обычно в виде арок с затяжкой (см. рисунок 9.11) - как наиболее экономичных по расходу материалов.
При небольшом пролете волны оболочки и небольшой стреле подъема диафрагмы проектируют в виде балок переменной высоты. Для облегчения диафрагмы и пропуска коммуникаций в стенке балок устраивают отверстия.
Рисунок 9.11 - Диафрагмы цилиндрических оболочек
Допускается проектировать диафрагмы других видов, в том числе в виде: