Основной целью Подпрограммы 1 является совершенствование системы профилактики правонарушений и, как следствие, создание условий для надлежащей защиты прав и свобод граждан, пресечения противоправной деятельности, укрепления безопасности и общественного порядка, снижения уровня преступности и стабилизации криминогенной обстановки на территории Санкт-Петербурга. Достижение заданной основной цели основывается на детальном анализе организационных и правовых проблем деятельности органов и учреждений системы по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге, выявлении перспективных направлений модернизации указанной системы и разработке комплекса предложений, направленных на совершенствование и обновление законодательства, правоприменительной практике в рассматриваемой сфере и имеет первостепенное значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, научно-технической политики Санкт-Петербурга.
Достижение поставленной цели требует решения следующих приоритетных задач, определивших логику построения системы мероприятий Подпрограммы 1:
совершенствование нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга по профилактике правонарушений с учетом системно-правового анализа международных нормативных правовых актов, законодательных актов федерального значения и Санкт-Петербурга, подзаконных нормативных документов, регулирующих деятельность органов и учреждений, привлекаемых к профилактике правонарушений и преступлений, формулирования действенных рекомендаций по устранению противоречий в правоприменительной деятельности компетентных органов, в задачи которых входит профилактика правонарушений;
повышение эффективности деятельности государственных органов по профилактике правонарушений путем изучения положительного опыта организации функционирования различных систем по превенции противоправных деяний, качественного улучшения форм и методов образовательной деятельности по подготовке специалистов, занимающихся общей и специальной превенцией правонарушений, оптимизации системы информационно-методического обеспечения деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению охраны общественного порядка, общественной безопасности на территории Санкт-Петербурга;
вовлечение в предупреждение правонарушений большего количества организаций всех форм собственности путем улучшения организационных основ деятельности государственных органов по противодействию правонарушениям на основе позитивного опыта и последовательного ретроспективного анализа развития отечественных институтов по профилактике правонарушений, развития института добровольных народных дружин, разработки комплекса перспективных мер, направленных на повышение доверия населения к деятельности органов, нормативно закрепленные задачи которых связаны с профилактикой правонарушений, формирования более позитивного общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и общественных формирований правоохранительной направленности;
снижение темпов прироста регистрируемых преступлений, повышение их раскрываемости за счет сосредоточения усилий правоохранительных органов на приоритетных направлениях противодействия преступности, организации непрерывного мониторинга криминогенной ситуации и социальных проблем в Санкт-Петербурге, определения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и принятия необходимых мер по их минимизации, создания системы мероприятий в целях профилактики новых преступлений со стороны лиц, ранее совершавших преступления, содействия социальной адаптации осужденных, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и несовершеннолетних, прибывших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, профилактики рецидивной преступности;
повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушениях за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах, развития общегородской структурной системы оперативного пресечения административных правонарушений;
устранение причин и условий, способствующих терроризму и экстремизму, снижение угрозы совершения террористических актов, минимизация их негативных последствий;
повышение уровня профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи путем создания условий для реализации их творческого и спортивного потенциала, воспитания в духе патриотизма, уважения традиционных для российской культуры духовных и нравственных ценностей, обеспечения культурного роста, дальнейшего снижения правового нигилизма, создания системы стимулов для законопослушного образа жизни;
оптимизация бюджетных затрат на обеспечение комплексной безопасности Санкт-Петербурга путем оказания планового содействия в развитии материально-технической базы правоохранительных и других органов, участвующих в профилактической деятельности.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности в соответствии со Стратегией национальной безопасности требуется совершенствование системы предупреждения актов терроризма, проявлений экстремизма, преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов; борьба с коррупцией.
В соответствии с ее положениями в целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, равноправный диалог общественных организаций и государства по ключевым вопросам общественного развития, высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам.