Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.3.102-2017 Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях

     7.2 Подготовка основания перед укладкой асфальтобетонных смесей

7.2.1 Перед устройством асфальтобетонного покрытия рекомендуется подготовить основание согласно данных методических указаний.

7.2.2 Для снижения теплопотерь и обеспечения необходимого сцепления слоя покрытия с основанием, перед устройством асфальтобетонного покрытия в условиях пониженной температуры воздуха поверхность основания очищают от снега и льда, пыли и грязи, а так же осуществляют его просушку, исключив перегрев (пережег) поверхности асфальтобетонного основания.

7.2.3 Предварительную очистку основания от уплотненного снега и льда рекомендуется выполнять с помощью автогрейдеров средних и тяжелых, а также плужными и плужно-щеточными снегоочистителями. При слое снега и льда более 4 см предварительную очистку рекомендуется вести в два приема: первичную грубую очистку - плужными и плужно-щеточными снегоочистителями, вторичную - ножом автогрейдера.

7.2.4 После предварительной очистки основания от льда и снега в ту же смену производят россыпь химикатов. Тип химических веществ и норму их расхода в зависимости от толщины слоя снега или льда назначают согласно табл.1 [5]. В конце смены очищают основание от остатков растаявшего льда механическими щетками. Щетки рекомендуется применять из короткой стальной проволоки для повышения жесткости.

7.2.5 Для предотвращения появления на основании в осеннее время снежных и ледяных корок рекомендуется проводить предварительную обработку поверхности основания битумом (битум СГ 70/130 по ГОСТ 11955-82, при температуре согласно п.7.2.15), закрыв участок для движения транспортных средств.


Таблица 1

Химическое вещество

Норма расхода, г/м, для таяния слоя толщиной 1 мм при температуре воздуха, °С

-5

-10

Хлористый натрий в виде поваренной соли или технические соли сильвинитовых отвалов

30/50

60/100

92:8 (88:12)

35/55

65/110

Реагент ННХК (80-90% + 10-12% нитрата нитрита кальция)

50/90

90/160

Растворы:

хлористого натрия (рассолы природные и искусственные или отходы производства)

110/200

220/390

хлористого кальция

100/170

170/300

хлористого магния

80/150

150/280


Примечания:

1. Над чертой - данные для слоя уплотненного снега, под чертой - льда.

2. При значениях температуры воздуха, не указанной в таблице, норму определяют путем интерполяции

3. Использование реагента ННХК запрещается на участках дорог, проходящих по населенным пунктам, дачным участкам и вблизи полей.

7.2.6 Для удаления льда с поверхности основания взамен реагентов возможно применение терморазогревателей (газоструйных или с газовыми инфракрасными горелками).

7.2.7 Щебеночное основание можно также предохранить от переувлажнения заблаговременным розливом (в сухую погоду) жидкого или вязкого битума. Рекомендуемая норма расхода от 0,5 до 0,6 л/м.После этого основание должно быть закрыто для проезда.

7.2.8 При отрицательной температуре воздуха и неблагоприятных погодно-климатических условиях (наличие ветра со скоростью более 6 м/с, влаги, снега, наледей и т.п.) в состав отряда рекомендуется включать терморазогреватель - машину с горелками инфракрасного или иного типа излучения, используемую для подготовки основания (рис.1) [5, 6].

     
Рисунок 1 - Схемы нагрева основания при устройстве покрытия): 1 - автогудронатор; 2 - автомобиль-самосвал; 3 - асфальтоукладчик; 4 - каток гладковальцовый; 5 - терморазогреватель; 6 - каток на пневматических шинах

7.2.9 Терморазогреватель является самоходной пневмоколесной машиной, содержащей цистерну со сжиженным газом, газопроводы, блоки газовых горелок инфракрасного излучения с системой управления интенсивностью излучения и положением горелок (рис.2).

     
Рисунок 2 - Терморазогреватель дорожного покрытия с газовыми горелками инфракрасного излучения

7.2.10 Помимо разогрева оснований (покрытий) при помощи горелок инфракрасного излучения, возможен разогрев горячим воздухом, нагретым до 600°С.

7.2.11 Подогрев воздуха для проведения операции разогрева основания производят сжиганием газа или дизельного топлива. Разогревающее устройство в виде герметичного кожуха плотно прижимают к поверхности основания. В пространство между основанием и терморазогревателем с одной стороны нагнетают компрессором горячий воздух, а с другой стороны откачивают вакуумным насосом. Откачанный горячий воздух снова поступает в компрессор, т.е. циркулирует по замкнутому контуру.

Данная технология разогрева способствует снижению потерь тепловой энергии по сравнению с применением горелок инфракрасного излучения, минимизирует выгорание битума и пережог смеси, а также выделение выбросов газа, дыма и пыли в атмосферу.