7.2.1 Перед устройством асфальтобетонного покрытия рекомендуется подготовить основание согласно данных методических указаний.
7.2.2 Для снижения теплопотерь и обеспечения необходимого сцепления слоя покрытия с основанием, перед устройством асфальтобетонного покрытия в условиях пониженной температуры воздуха поверхность основания очищают от снега и льда, пыли и грязи, а так же осуществляют его просушку, исключив перегрев (пережег) поверхности асфальтобетонного основания.
7.2.3 Предварительную очистку основания от уплотненного снега и льда рекомендуется выполнять с помощью автогрейдеров средних и тяжелых, а также плужными и плужно-щеточными снегоочистителями. При слое снега и льда более 4 см предварительную очистку рекомендуется вести в два приема: первичную грубую очистку - плужными и плужно-щеточными снегоочистителями, вторичную - ножом автогрейдера.
7.2.4 После предварительной очистки основания от льда и снега в ту же смену производят россыпь химикатов. Тип химических веществ и норму их расхода в зависимости от толщины слоя снега или льда назначают согласно табл.1 [5]. В конце смены очищают основание от остатков растаявшего льда механическими щетками. Щетки рекомендуется применять из короткой стальной проволоки для повышения жесткости.
7.2.5 Для предотвращения появления на основании в осеннее время снежных и ледяных корок рекомендуется проводить предварительную обработку поверхности основания битумом (битум СГ 70/130 по ГОСТ 11955-82, при температуре согласно п.7.2.15), закрыв участок для движения транспортных средств.
Таблица 1
Химическое вещество | Норма расхода, г/м, для таяния слоя толщиной 1 мм при температуре воздуха, °С | |
-5 | -10 | |
Хлористый натрий в виде поваренной соли или технические соли сильвинитовых отвалов | 30/50 | 60/100 |
92:8 (88:12) | 35/55 | 65/110 |
Реагент ННХК (80-90% + 10-12% нитрата нитрита кальция) | 50/90 | 90/160 |
Растворы: | ||
хлористого натрия (рассолы природные и искусственные или отходы производства) | 110/200 | 220/390 |
хлористого кальция | 100/170 | 170/300 |
хлористого магния | 80/150 | 150/280 |
Примечания:
1. Над чертой - данные для слоя уплотненного снега, под чертой - льда.
2. При значениях температуры воздуха, не указанной в таблице, норму определяют путем интерполяции
3. Использование реагента ННХК запрещается на участках дорог, проходящих по населенным пунктам, дачным участкам и вблизи полей.
7.2.6 Для удаления льда с поверхности основания взамен реагентов возможно применение терморазогревателей (газоструйных или с газовыми инфракрасными горелками).
7.2.7 Щебеночное основание можно также предохранить от переувлажнения заблаговременным розливом (в сухую погоду) жидкого или вязкого битума. Рекомендуемая норма расхода от 0,5 до 0,6 л/м.После этого основание должно быть закрыто для проезда.
7.2.8 При отрицательной температуре воздуха и неблагоприятных погодно-климатических условиях (наличие ветра со скоростью более 6 м/с, влаги, снега, наледей и т.п.) в состав отряда рекомендуется включать терморазогреватель - машину с горелками инфракрасного или иного типа излучения, используемую для подготовки основания (рис.1) [5, 6].
Рисунок 1 - Схемы нагрева основания при устройстве покрытия): 1 - автогудронатор; 2 - автомобиль-самосвал; 3 - асфальтоукладчик; 4 - каток гладковальцовый; 5 - терморазогреватель; 6 - каток на пневматических шинах
7.2.9 Терморазогреватель является самоходной пневмоколесной машиной, содержащей цистерну со сжиженным газом, газопроводы, блоки газовых горелок инфракрасного излучения с системой управления интенсивностью излучения и положением горелок (рис.2).
Рисунок 2 - Терморазогреватель дорожного покрытия с газовыми горелками инфракрасного излучения
7.2.10 Помимо разогрева оснований (покрытий) при помощи горелок инфракрасного излучения, возможен разогрев горячим воздухом, нагретым до 600°С.
7.2.11 Подогрев воздуха для проведения операции разогрева основания производят сжиганием газа или дизельного топлива. Разогревающее устройство в виде герметичного кожуха плотно прижимают к поверхности основания. В пространство между основанием и терморазогревателем с одной стороны нагнетают компрессором горячий воздух, а с другой стороны откачивают вакуумным насосом. Откачанный горячий воздух снова поступает в компрессор, т.е. циркулирует по замкнутому контуру.
Данная технология разогрева способствует снижению потерь тепловой энергии по сравнению с применением горелок инфракрасного излучения, минимизирует выгорание битума и пережог смеси, а также выделение выбросов газа, дыма и пыли в атмосферу.