Численность занятых в лесном комплексе оценивается в 500 тыс. человек (0,8 процента занятых) на 2016 год. Доля работников с профильным образованием на предприятиях комплекса составляет 40-50 процентов, с учетом руководящих работников - 55-65 процентов.
Подготовку специалистов по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования по лесохозяйственным и лесопромышленным направлениям ведут около 60 высших учебных заведений, более 100 лицеев и 100 техникумов. Ежегодный выпуск составляет около 25 тыс. человек, в том числе 6-7 тыс. человек - по специальностям высшего профессионального образования, 3-4 тыс. человек - по специальностям среднего профессионального образования, около 14 тыс. человек - по рабочим специальностям.
Текущая потребность в кадрах с высшим и средним профессиональным образованием оценивается в 12 тыс. человек и превышает ежегодный выпуск, что приводит к повышению в отрасли доли сотрудников, не имеющих профильного образования, снижению производительности.
К основным факторам, формирующим кадровые риски для лесного комплекса и в первую очередь для лесного хозяйства, можно отнести:
низкий уровень оплаты труда;
недостаточный престиж профессии;
низкая мотивация для качественного выполнения работ;
недостаточный профессиональный уровень управленческого персонала;
процессы урбанизации и проблемы развития сельских территорий.
В результате в лесном хозяйстве наблюдается дефицит специалистов, который не позволяет в полном объеме выполнять требуемые работы по лесовосстановлению.
Для достижения устойчивого развития лесного комплекса необходимо обеспечить привлекательность предприятий для уже работающих и новых сотрудников. Должны быть созданы условия, обеспечивающие приток и закрепление молодых специалистов в лесной отрасли, разработаны и реализованы меры материального обеспечения и социальной поддержки работников лесного комплекса, направленные на повышение статуса и уровня их жизни, в том числе путем строительства административных зданий лесничеств, совмещенных со служебным жильем.
В сфере образования по лесохозяйственным и лесопромышленным направлениям важно обеспечить преемственность в подготовке кадров, сохранить квалификационные особенности и обеспечить их требуемую численность.