Недействующий

Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (с изменениями на 28 февраля 2019 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р)

Сырьевое обеспечение


Величина расчетной лесосеки России, исчисленная согласно действующим правилам, на 2016 год составила 703 млн.куб. метров, объем лесозаготовки в 2016 году составил 213,8 млн.куб. метров, то есть освоение расчетной лесосеки составило 30,4 процента. Несмотря на невысокий абсолютный уровень освоения расчетной лесосеки в экспертном сообществе ведутся споры относительно доступного потенциала увеличения заготовки с учетом экономической целесообразности (обеспечения конкурентоспособной себестоимости заготовленной древесины), обеспечения принципов устойчивости и неистощительности лесопользования.

По оценке экспертов, предельная расчетная лесосека, освоение которой не требует строительства новых железнодорожных магистралей, составляет порядка 340 млн.куб. метров. Данная оценка не учитывает фактическую транспортную связь территорий (например, наличие крупных рек или иных естественных препятствий), характер рельефа (в том числе крутые и очень крутые склоны, где заготовка затруднена или невозможна), обеспеченность лесными дорогами и их протяженность, качество лесных ресурсов, допустимый режим лесопользования (особо охраняемые природные территории, защитные леса и прочие) и иные факторы, ограничивающие возможности освоения лесов. Таким образом, указанная величина является предельной величиной ("оценка сверху").

В целом существующего объема экономически доступной лесосеки достаточно для реализации максимально возможного рыночного потенциала российскими производителями (с учетом возможной переориентации на внутренний рынок экспортируемого в настоящий момент круглого леса).

Возможное увеличение заготовки леса после 2030 года потребует инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры для расширения возможностей по лесозаготовке, создания новых точек роста.

Особое значение для повышения доступности лесов для их применения в промышленности имеет лесная инфраструктура и прежде всего плотность лесных дорог. Лесное законодательство должным образом не регулирует их строительство и содержание, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся строительством и эксплуатацией лесных дорог. Лесные дороги не входят в перечень автомобильных дорог регионального и местного значения, не отражены в схемах территориального планирования. Не проработаны механизмы софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства.

Дополнительным существенным ограничением освоения лесов и развития лесопереработки является низкая степень изученности лесных ресурсов - давность лесоустроительных, в том числе лесотаксационных, материалов по значительной части перспективных к освоению регионов превышает 10 лет, не учитывает выбытие лесов по естественным и антропогенным причинам. Использование неактуальной документации может давать некорректную, в том числе завышенную на 30-50 процентов, оценку доступности лесных ресурсов. Отсутствуют единые подходы и методики корректировки сведений лесных планов.

В то же время с учетом сложившегося состояния изученности лесов планирование и реализация конкретных инвестиционных проектов должны быть основаны на актуальных сведениях о фактической обеспеченности конкретного проекта лесными ресурсами.

С учетом вышеперечисленных особенностей наибольшие перспективы для формирования лесопромышленных кластеров с точки зрения обеспеченности лесными ресурсами имеют Красноярский край (с учетом Томской области и ресурсов на р.Ангаре), Хабаровский край, а также Вологодская, Томская, Свердловская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра с учетом ресурсов на р.Оби.