Объем производства мебели в 2016 году вырос на 5 процентов относительно предыдущего года и составил 144,2 млрд. рублей в ценах поставщиков, в то время как объем продаж на рынке остался на прежнем уровне и составил около 361 млрд. рублей (в ценах реализации). Падение продаж, зафиксированное в 2015 году (более чем на 13 процентов в денежном выражении), прекратилось. Объем производства мебели из дерева оценивается в 93,7 млрд. рублей.
В 2016 году импорт мебели продолжил сокращение, начатое в 2013 году, и составил 89,1 млрд. рублей, при этом импорт мебели из дерева составил 61,2 млрд. рублей.
Сведения об импорте мебели в Россию в 2015-2016 годах приведены в приложении N 11.
В денежном выражении около 48 процентов реализуемой в России мебели импортируется. Выделяют три сегмента импортируемой мебели:
дорогая высококачественная мебель, импортируемая преимущественно из Италии и Германии и занимающая нишевой рынок;
мебель среднего ценового сегмента, поставляемая из Китая, Польши и других стран Восточной Европы;
мебель эконом-класса, поставляемая из стран СНГ (преимущественно из Белоруссии), для которой характерны низкие цены ввиду более дешевого труда, государственной поддержки, расположения производств в свободных экономических зонах (возможность закупать комплектующие без уплаты пошлин).
Импорт мебели из Италии, Германии и других стран Западной Европы является относительно стабильным в номинальном выражении, в то время как в среднем ценовом сегменте и эконом-сегменте импортная мебель из Китая, Восточной Европы и стран СНГ замещается на мебель российского производства. При этом доля импортной мебели сильно различается в зависимости от сегмента рынка. Так, в корпусной мебели (шкафы, кухни и т.д.) импорт занимает небольшую долю и представлен главным образом товарами белорусского производства. В то же время в сегменте диванов или мебели с низкой долей дерева и древесных материалов производители России не имеют преимущества за счет более дешевого сырья, поэтому импорт представлен значительно шире, чем в сегменте корпусной мебели.
Общий объем экспорта мебели в 2016 году составил 15,8 млрд. рублей, что на 13 процентов выше показателя 2015 года. Экспорт мебели из дерева оценивается в 10,3 млрд. рублей.
Сведения об экспорте мебели из России в 2015-2016 годах приведены в приложении N 12.
Свыше половины экспорта мебели из России направляется в страны СНГ, в первую очередь в Республику Казахстан и Белоруссию. Качество экспортной продукции соответствует ожиданиям покупателей, но масштабный выход на внешние рынки пока затруднен ввиду отсутствия компетенций по работе на экспортных рынках, доступа к соответствующей инфраструктуре (склады, шоу-румы), высоких логистических издержек, а также недостатка средств для организации экспорта.
Как в мире, так и в России, продажи мебели зависят от состояния экономики, а динамика продаж соответствует динамике валового внутреннего продукта. Ожидается, что экономика России начнет свое восстановление в 2018 году с прогнозируемым ростом реального валового внутреннего продукта 1,4 процента в год. С 2019 года ожидается выход на траекторию устойчивого роста в 1,5-2 процента в год (консенсус-прогноз по результатам анализа прогнозов аналитических центров (РАН, Институт Гайдара, EIU, Венский Институт Международных Исследований) и крупнейших банков (JPMorgan, UBS, ING, UniCredit, Сбербанк, ВТБ, ВЭБ). В ближайшие 3-4 года вероятно восстановление продаж мебели темпами, опережающими рост валового внутреннего продукта, до предкризисного уровня (как это наблюдалось после кризиса 2008-2009 годов), затем темпы роста рынка мебели скорее всего сравняются с динамикой валового внутреннего продукта.
Потребление импортной мебели в значительной степени зависит от валютного курса. За счет девальвации и хорошего качества российские производители наиболее конкурентоспособны в среднем ценовом сегменте и продукция российского производства может продолжать вытеснять продукцию Китая, Польши, частично Белоруссии.
Изменения в экономике открывают возможности для экспортеров мебели - после девальвации в 2014 году производство в России стало конкурентоспособно по цене, было достигнуто преимущество до 15-20 процентов по сравнению с европейскими производителями (с учетом транспортных затрат). Например, ИКЕА расширяет экспорт мебели, произведенной на российских предприятиях, в свои магазины в Европе. Кроме того, ожидается постепенное увеличение поставок товаров крупных российских производителей на внешние рынки. Наиболее вероятные направления экспорта - традиционные Белоруссия, Республика Казахстан, а также страны Западной Европы, Ближнего Востока (Египет, Саудовская Аравия и т.д.) и крупнейшие страны Азии (Индия, Китай, Южная Корея).
Значимыми факторами, способными повлиять на мебельный сегмент, являются увеличение доли индивидуализированных производств, производящих мебель под требования конкретных потребителей, а также увеличение роботизации, повышающей производительность труда и снижающей издержки.
К 2030 году продажи мебели в России могут достигнуть 250 млрд. рублей в ценах 2016 года. Объем импорта составит 89-94 млрд. рублей, а объем экспорта - 19-47 млрд. рублей.
Производство мебели в России может достичь 178-203 млрд. рублей к 2030 году. Существующих мощностей недостаточно для обеспечения роста объемов производства, поэтому необходимо расширение мощностей по большинству ассортиментных групп примерно на 10-20 процентов. Кроме того, направление на индивидуализацию товаров и роботизацию производств в целях повышения конкурентоспособности российской мебели в более высоких ценовых сегментах может значительно увеличить инвестиции в отрасль.
Реализация Стратегии позволит увеличить объем налогов, получаемых от мебельной отрасли с 6,2 до 11,9 млрд. рублей. При этом численность занятых в отрасли будет значительно зависеть от уровня автоматизации и роботизации, а производительность труда может вырасти в 2 раза.