Для достижения поставленных целей Стратегия предусматривает реализацию следующих групп мероприятий:
поддержка проектов развития перерабатывающих производств;
стимулирование спроса и развитие рынков сбыта;
обеспечение доступности текущей сырьевой базы;
развитие кадрового, технологического и научного потенциала.
Предусматривается решение следующих задач в лесном хозяйстве:
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства;
поддержание генетического, видового, экосистемного и ландшафтного разнообразия лесов.
К главным векторам развития лесного хозяйства следует отнести:
переход от экстенсивной модели освоения лесов к интенсивному использованию и воспроизводству лесов на основе зонально-регионального принципа;
технологическое обновление и модернизацию материально-технической базы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесопромышленных производств с использованием наилучших доступных технологий;
усиление межведомственного, межрегионального взаимодействия в целях повышения пожарной, санитарной и экологической безопасности в лесах, в первую очередь превентивными и оперативными мерами.
Поддержка проектов развития перерабатывающих производств будет обеспечена за счет существующих и предложенных в рамках Стратегии дополнительных мер государственной поддержки для отдельных инвестиционных проектов. Указанные меры позволят сформировать промышленные кластеры на базе целлюлозно-бумажных комбинатов и предприятий деревообработки, обеспечивающие полное использование древесных ресурсов региона, что снизит себестоимость продукции, повысит ее конкурентоспособность за счет снижения логистических издержек.
Достижению целей Стратегии будет способствовать формирование лесопромышленных кластеров на базе новых целлюлозно-бумажных комбинатов. Очередность формирования кластеров будет зависеть от инвестиционных планов предприятий отрасли. С учетом имеющихся ограничений по сырьевой базе наиболее вероятно, что кластеры первой очереди (до 2025 года) начнут формироваться в Красноярском крае, Вологодской области и Хабаровском крае. Во вторую очередь (2025-2030 годы) войдут кластеры в Томской области, Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Кластеры также будут формироваться на базе имеющихся целлюлозно-бумажных комбинатов, в том числе в Иркутской области и Архангельской области, которые планируют расширить объемы производства в период до 2025 года.
Формирование кластеров в области деревообработки (не на базе целлюлозно-бумажных комбинатов) ожидается в Пермском крае, Кировской области, Костромской области и Тюменской области. Ресурсная база указанных регионов позволяет к 2030 году сформировать в них кластеры на базе производства продукции деревообработки, в первую очередь пиломатериалов и фанеры.
Будут реализованы мероприятия, направленные на поддержку развития рынков продукции лесного комплекса. В большей мере это касается рынков деревянного домостроения и биотоплива, у которых имеется значительный потенциал увеличения внутреннего потребления.
Перерабатывающие производства будут обеспечены соответствующей сырьевой базой. Инициатива по повышению доступности сырьевой базы направлена на интенсификацию освоения лесов, повышение собираемости макулатуры как сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и повышение доступности данных о количестве лесных ресурсов.
В области лесного хозяйства будут предприняты меры по стимулированию рационального лесопользования, интенсификации использования и воспроизводства лесов, стимулированию многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов. В частности, будут доработаны соответствующие нормативные акты, усовершенствована структура управления лесным хозяйством, улучшена селекционная база, реализованы мероприятия по поддержке лесовосстановления и лесоустройства.