Группировка территориальных единиц по типу населенного пункта и по размеру численности проживающего населения
Тип населенного | Слой | Число | Характеристики численности проживающего населения | ||||
пункта | по числен- | ПЕВ | Среднее | Минимум | Максимум | Размах | Коэффи- |
Областной/ | 1 | 5 | 52776,4 | 47644 | 60667 | 13023 | 9,5 |
республиканский центр | 2 | 3 | 117801,7 | 88877 | 140173 | 51296 | 22,3 |
Городской | 3 | 29 | 4005,0 | 552 | 7830 | 7278 | 48,0 |
населенный пункт | 4 | 17 | 16959,1 | 8723 | 39750 | 31027 | 53,7 |
Сельский | 5 | 23 | 6057,6 | 2014 | 9502 | 7488 | 34,2 |
населенный пункт | 6 | 13 | 16806,2 | 10768 | 44032 | 33264 | 54,5 |
В случае необходимости расслоить, например, только один слой по типу, это можно сделать "вручную". По результатам расслоения всем единицам расслоенного слоя по типу необходимо присвоить коды подслоев. Непосредственно для расслоения можно пользоваться алгоритмом Экмана. Формула Экмана для определения оптимальных границ слоев по количественному показателю:
, где (6)
, - объемы образованных слоев (число территориальных единиц в каждом слое);
- минимальная по территориальным единицам численность проживающего населения;
- максимальная по территориальным единицам численность проживающего населения;
- граница между первым и вторым слоями по численности проживающего населения в территориальных единицах, обеспечивающее наименьшее различие правой и левой частей приближенного равенства.
Например, если имеется пять территориальных единиц с численностью проживающего населения 13, 15, 17, 25 и 30 тыс. человек, то искомой границей по численности проживающего населения между слоями будет величина =19.8, так как это значение обеспечивает точное (что не всегда возможно) равенство левой и правой частей формулы 6
(3·(19.8-13) = 20.4 и 2·(30-19.8) = 20.4). Поэтому первые три территориальные единицы с численностью проживающего населения 13, 15 и 17 (<19.8) тыс. человек следует включить в первый слой, а оставшиеся две с численностью проживающего населения 25 и 30 (>19.8) тыс. человек во второй.
Второй вариант формирования территориальной выборки в зависимости от объема слоев по типу ПЕВ предполагает отбор выборки с вероятностью пропорциональной размеру (численности населения) территориальных единиц из расслоенного только по типу местности списка ПЕВ.
Если объем слоев по типу (в особенности число районов областного/республиканского центра и крупных городов) менее 10, то при формировании выборки на первом этапе отбора рекомендуется выбрать метод отбора с вероятностью пропорциональной размеру численности проживающего населения.
Из созданного списка территориальных единиц, расслоенного по типу населенного пункта (3 категории) и, возможно, по численности проживающего населения (2 категории), методом простой случайной выборки или выборки с вероятностью пропорциональной размеру программными средствами отбираются две - три ПЕВ из каждого слоя. Количество отбираемых единиц зависит от рассчитанного объема выборки объектов торговли (не более 70% общего объема региональной выборки предпринимателей), а также от объема слоев.
Например, если в некотором слое всего 4 ПЕВ, то целесообразно отобрать две территориальные единицы (одну ПЕВ в слое отбирать нельзя, так как тогда будет невозможно оценить точность полученных распространенных итогов обследования). Если объем выборки объектов торговли составляет порядка 600-700 единиц, а слоев 3 (6), то в каждом слое целесообразно отобрать 3 (2) ПЕВ. Тогда объем выборки объектов торговли в каждой отобранной ПЕВ приблизительно составит 70-80 (50-60) единиц.
Таким образом, объем территориальной выборки на первом этапе отбора составляет от 6-9 до 18 территориальных единиц (6 = 3 категории по типу населенного пункта умноженные на 2 отбираемые ПЕВ; 9 = 3 категории по типу населенного пункта умноженные на 3 отбираемые ПЕВ; 18 = 3 категории по типу населенного пункта умноженные на 2 слоя по численности населения и на 3 отбираемые ПЕВ).
Для второго этапа формирования территориальной выборки в отобранных территориальных единицах (ПЕВ) создаются списки объектов торговли предпринимателей, осуществляющих деятельность в границах каждой территориальной единицы, включенной в выборку. Указанные списки формируются либо на основе торговых дислокаций.
Под торговой дислокацией принято понимать перечень объектов розничной торговли, принадлежащих индивидуальным предпринимателям на правах собственности или аренды, а также перечень торговых центров, и других объектов розничной торговли (кроме рынков), принадлежащих юридическим лицам, в которых торговые площади (торговые места) сдаются в аренду индивидуальным предпринимателям.
Торговые дислокации индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынках и ярмарках, в территориальную выборку не включаются. Также не обследуются объекты по розничной продаже автотранспортных средств, мотоциклов, их деталей, узлов и принадлежностей (деятельность, идентифицированная кодами класса 45 ОКВЭД2).
По каждому объекту, принадлежащему индивидуальному предпринимателю, необходима следующая информация: адрес объекта розничной торговли, вид объекта (магазин, палатка, киоск, павильон (торговое место) в торговом центре, контактный телефон). Фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя - необязательные реквизиты, главное -информация о фактической принадлежности объекта розничной торговли на правах собственности или аренды индивидуальному предпринимателю.
Если в списке торговых объектов, предоставленном муниципальными органами, по некоторым торговым центрам указано только их местонахождение, то рекомендуется в адрес администрации торгового центра направить письмо с просьбой предоставить информацию о торговых местах (павильонах), находящихся в аренде у индивидуальных предпринимателей. Запрашиваются сведения только о местонахождении торговых мест (павильонов) в торговом центре, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, данные о фамилии, имени, отчестве этих индивидуальных предпринимателей запрашивать необязательно.
В случае отсутствия информации от администрации торгового центра о помещениях, арендуемых индивидуальными предпринимателями в торговом центре, интервьюерам необходимо обойти эти торговые центры и составить перечень торговых объектов индивидуальных предпринимателей с присвоением им условных кодов, позволяющих обеспечить их уникальную идентификацию.
Для актуализации списка торговых объектов индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю в границах отобранных на первом этапе территориальных единиц (ПЕВ), осуществляется предварительный обход отобранных опросных участков.
В таблице 8 представлена структура файла данных территориальной основы отбора второго этапа.