После обработки микроданных наблюдения выполняется процедура распространения, то есть оцениваются показатели программы обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, по данным обеих выборок в отдельности в соответствии с примененными планами выборок.
Распространение данных каждой из выборок осуществляется в соответствии со следующими общими формулами.
Оценка суммарного показателя:
, где (7)
- оценка суммарного показателя обследования;
d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d=T) или списочной (d=C) основ;
- суммирование ведется по единицам соответствующей выборки;
- выборочный вес, рассчитанный на стадии планирования выборки (согласно используемому плану) и скорректированный с учетом выявленных нетипичных единиц и неответов респондентов;
- значение показателя -й единицы, полученное в результате наблюдения.
Количество единиц генеральной совокупности оценивается как сумма выборочных весов единиц, в том числе относящихся к заданному разрезу разработки по типу предприятия и по коду ОКВЭД2 на 3 знака:
, где (8)
- количество единиц генеральной совокупности;
d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d=T) или списочной (d=C) основ;
- выборочный вес или фактор распространения, рассчитанный на стадии планирования выборки (согласно используемому плану) и скорректированный с учетом выявленных нетипичных единиц и неответов респондентов.
Средний показатель в расчете на одну единицу наблюдения (индивидуального предпринимателя или торговую дислокацию) рассчитывается как отношение оценки суммарного показателя к оценке объема соответствующей генеральной совокупности.
, где (9)
- оценка среднего показателя в расчете на одну единицу наблюдения;
- оценка суммарного показателя обследования;
d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d=T) или списочной (d=C) основ;
- количество единиц генеральной совокупности.
Так как обследование территориальной выборки предусматривает получение первичной статистической информации по объекту торговли, а не о деятельности индивидуального предпринимателя в целом, то распространенные итоги относятся к генеральной совокупности объектов торговли. Однако оцененный по данным территориальной выборки любой суммарный показатель обследования, например, объем розничного оборота розничной торговли, является оценкой показателя оборота в целом по субъекту Российской Федерации, то есть для всей генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле. При этом оцененное среднее, например, оборота розничной торговли, вычисляется в расчете на один торговый объект, а не в среднем на одного индивидуального предпринимателя.
По данным территориальной выборки численность индивидуальных предпринимателей в субъекте Российской Федерации не может быть оценен корректно. В частности из-за того, что одному индивидуальному предпринимателю могут принадлежать несколько объектов торговли. Кроме того, в ходе обследования территориальной выборки данные собираются об объемах деятельности фактически осуществляющих деятельность объектах торговли, которые в том числе могут принадлежать индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в других субъектах Российской Федерации.
Таким образом, для показателей обследования обычно должны выполняться следующие соотношения.
Во-первых, оценка количества действующих объектов торговли по данным территориальной выборки должна быть больше оценки количества индивидуальных предпринимателей по данным списочной выборки.
Во-вторых, полученные оценки по данным территориальной и списочной выборок объемов показателей программы обследования должны быть приблизительно равными (с точностью до доверительных интервалов). Однако из-за уровня собираемости данных (по территориальной выборке существенно более высокий), а также из-за необъективности представляемой первичной информации единицами списочной выборки (объемы деятельности могут занижаться респондентами) ожидается, что оценка объема показателя по данным территориальной выборки окажется больше.