Текущее выборочное обследование индивидуальных предпринимателей торговли на потребительском рынке по форме N 1-ИП (торговля) проводится с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки с применением программных средств.
Списочная и территориальная основы выборки выступают в качестве двух независимых источников для формирования списков единиц наблюдения.
Выборки индивидуальных предпринимателей извлекаются независимо из каждой из основ. Предполагается, что индивидуальный предприниматель торговли принадлежит данной единице территориальной основы, если он может быть приписан к этой единице после одного или более этапов случайного отбора.
Кроме того, предполагается:
полнота, то есть каждая единица целевой совокупности принадлежит, по крайней мере, одной основе;
опознаваемость, то есть для каждой единицы наблюдения в любой из основ возможна ее идентификация в другой.
Опознаваемость необходима для корректного распространения выборочных данных, то есть исключения "двойного счета". Выполнение этого требования связано с практическими трудностями. Поэтому следует осуществлять специальные процедуры сопоставления.
Работа по проведению обследования состоит из нескольких основных этапов:
1) определение объемов (количества единиц наблюдения) списочной и территориальной выборок;
2) формирование списочной и территориальной основ выборки;
3) формирование выборок из списочной и территориальной основ;
4) сбор, ввод и обработка первичных данных наблюдения;
5) распространение данных выборок из списочной и территориальной основ на генеральную совокупность объектов наблюдения;
6) расчет итоговых комбинированных оценок показателей обследования;
7) отгрузка пообъектных данных наблюдения в комплекс формирования регламентных таблиц, предусмотренных экономическим описанием.
На схеме 2 представлены основные этапы проведения обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле:
Схема 2
Общее число индивидуальных предпринимателей розничной торговли, подлежащих обследованию, определяется на федеральном уровне, исходя из отведенного на проведение обследования ресурсного обеспечения.
Фиксированный объем выборки для организации обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, размещается по субъектам Российской Федерации, исходя из распределения численности единиц наблюдения по субъектам и с учетом обеспечения приблизительно одинаковой точности результатов обследования. Ниже приведена формула для определения общего объема выборки по субъектам Российской Федерации:
, где (1)
- заданный общий объем выборки в целом по Российской Федерации;
- объем выборки в h-ом субъекте Российской Федерации;
- показатель оборота индивидуальных предпринимателей торговли в h-ом субъекте Российской Федерации по итогам предыдущего цикла обследования;