Недействующий

Об утверждении Методологических положений по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле (утратил силу на основании приказа Росстата от 03.10.2023 N 487)

1. Общие положения


Выборочное наблюдение за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле, проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации с 2001 года в рамках специального обследования, основная цель которого - получить данные об объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг индивидуальными предпринимателями на территории субъекта Российской Федерации и в целом по стране. По данным наблюдения также формируется информация о численности работников у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле.

В настоящих Методологических положениях под индивидуальными предпринимателями рассматриваются физические лица с момента их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств объектом наблюдения не являются.

Субъектами федерального статистического наблюдения за розничной торговлей являются не только индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в объектах торговли, но и предприниматели, осуществляющие деятельность на розничных рынках и ярмарках (наряду с гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, фермерскими хозяйствами, занимающимися садоводством и огородничеством). Обследование этой категории индивидуальных предпринимателей осуществляется в рамках наблюдения, организованного за рынками (ярмарками).

Ввиду высокой степени вариации показателя "Оборот розничной торговли" при проведении обследования индивидуальных предпринимателей применяется модель расслоенной случайной выборки из списка (регистра) предпринимателей. Однако из-за большой подвижности состава и структуры исследуемой генеральной совокупности списочная основа выборки быстро теряет актуальность, устаревает.

Один из путей обеспечения полноты охвата исследуемой генеральной совокупности заключается в использовании территориальной основы отбора, которая покрывает всю территорию страны (региона) и, следовательно, всю целевую генеральную совокупность. Также как списочная основа выборки является списком единиц генеральной совокупности, информация о которых имеется у организатора обследования, территориальная основа - перечень территориальных единиц, полностью и без пересечений покрывающий территорию распространения явления. Территориальная выборка - совокупность единиц наблюдения, отбираемых с использованием многоступенчатой схемы. При этом на начальных этапах отбираются территориальные единицы, а единицы наблюдения только на последнем этапе.

Обследование индивидуальных предпринимателей торговли на потребительском рынке проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки: совокупностей предпринимателей и объектов торговли.

Применение комбинированной выборки позволяет более эффективно применять модель случайной выборки, улучшить качество результатов обследования.

Списочная и территориальная основы наблюдения выступают в качестве двух независимых источников отбора единиц наблюдения.

Территориальная основа отбора обеспечивает полноту охвата совокупности индивидуальных предпринимателей торговли и повышает точность результатов.

Таким образом, единицами наблюдения выступают:

1) индивидуальные предприниматели, отобранные из списочной основы;

2) торговые объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям.

Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, если они соответствуют условиям, установленным в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

Категории и критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства представлены на схеме 1:

Схема 1



Кроме того, в обследовании принимают участие индивидуальные предприниматели, размеры бизнеса которых превышают установленные для субъектов малого и среднего предпринимательства критерии.