Статус документа
Статус документа

СП 350.1326000.2018 Нормы технологического проектирования морских портов (с Изменением N 1)

     4.1 Основные положения

4.1.1 В своде правил установлены требования к составу основных исходных данных для технологического проектирования порта, к технологическим и планировочным решениям, к определению параметров основных элементов порта (терминалов, причалов, складов, объектов комплексного обслуживания флота, зданий, сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных и внутренних железнодорожных и автомобильных путей) и их взаимосвязи.

4.1.2 Цель технологического проектирования порта - получение оптимальных технологических и планировочных решений порта как единого комплекса, удовлетворяющего требованиям безопасного приема, быстрейшей погрузки-выгрузки и комплексного обслуживания судов и отвечающего современным условиям перевозок на морском и смежных видах транспорта.

При этом должны быть обеспечены:

- заданный грузооборот на расчетный год;

- возможность развития порта за пределами расчетного периода на отдаленную перспективу;

- промышленная, пожарная, санитарная, экологическая безопасность и безопасность труда;

- соразмерность всех элементов порта.

4.1.3 Основным элементом технологической структуры проектируемого порта является морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) использованных для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.

4.1.4 В соответствии с современными методами перевозки грузов и пассажиров и перевалки грузов морской порт в зависимости от структуры и объема грузо- и пассажирооборота, а также принятых схем механизации перегрузочных работ может иметь в своем составе:

а) универсальные терминалы с крановыми схемами механизации, предназначенные для перевалки генеральных грузов крытого и открытого хранения, включая скоропортящиеся, лесные, тяжеловесные, металлы и оборудование, а также навалочных грузов (угля, минеральных строительных материалов и др.);

б) специализированные терминалы со специализированным технологическим оборудованием, предназначенным для перевалки определенного вида груза, как-то:

1) навалочных грузов (уголь, руда, химические грузы, сахар-сырец, зерно);

2) наливных грузов (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, химические жидкие наливные грузы, жидкие пищевые грузы);

3) контейнеров;

4) накатных грузов;

в) специализированные терминалы лихтеровозной системы;

г) специализированные терминалы морских паромных переправ;

д) специализированные пассажирские терминалы;

е) специализированные терминалы обслуживающего назначения (для отстоя или ремонта транспортных судов, стоянки судов портофлота).

Примечания

1 При наличии устойчивого грузопотока для снижения непроизводительных простоев судов и железнодорожных вагонов терминалы с крановой схемой механизации целесообразно специализировать по роду груза и по направлению перевозок.

2 Для скоропортящихся грузов (при наличии портового холодильника), зерновых грузов (при наличии портового элеватора), взрывчатых веществ и других грузов, требующих специальных условий перевозки, перегрузки и хранения, создаются специализированные терминалы независимо от объема грузооборота.

4.1.5 На начальном этапе проектирования (декларация о намерениях, основные технические решения и прочее) должны рассматриваться 2-3 наиболее конкурентоспособных варианта технологических схем механизации с применением различного перегрузочного оборудования и компоновки морского порта или морского терминала. При необходимости количество вариантов может быть увеличено заказчиком по согласованию с разработчиком с внесением дополнения в задание на проектирование.

4.1.6 Принимаемые технологические решения должны обеспечивать безопасную организацию основных и вспомогательных работ при строительстве и эксплуатации морских портов в соответствии с ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, ГОСТ 12.1.029, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.4.011, РД 31.82.01-95 [5], приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533, а также выполнение требований взрывопожарной и пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004, СП 56.13330, СП 110.13330, СП 112.13330, РД 31.31.54-92 [6], ВСН 12, НПБ 88, НПБ 110.

4.1.7 Основные размеры и количество портовых сооружений и устройств, а также количество технологических линий и технологического оборудования устанавливают на расчетный год и заданный грузооборот за исключением тех элементов порта, параметры которых определяют с учетом прогнозируемых изменений размерений судов на перспективу, перспективного грузооборота и судооборота: перспективные глубины акватории порта; перспективные глубины и длины причальных сооружений; размеры общей акватории порта, зон маневрирования и входных ворот; общие размеры и ширина территории порта.

4.1.8 С учетом перспективного значения порта, естественных условий и других факторов в проекте должны быть определены максимальные размерения судов, которые в перспективе могут быть приняты и обслужены портом, загружены и разгружены у причалов, запроектированных на расчетный период и намечаемых на перспективу. В расчете на указанные суда для каждого терминала определяются: перспективная глубина акватории и ее общие размеры, перспективная глубина и длина причальных сооружений.

4.1.9 При установлении в проекте общих размеров и ширины портовой территории необходимо учесть следующее:

- размещение на портовой территории сооружений, зданий, устройств и коммуникаций должно быть компактным, с максимальной блокировкой, исходя из целесообразного и экономичного использования земельного участка, особенно искусственно созданного и прилегающего к причальным сооружениям;