Методические рекомендации разработаны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) по обеспечению безопасности населения и территорий при угрозе возникновения и возникновении оползневых процессов и уменьшению последствий от них.
Целью разработки методических рекомендаций является повышение эффективности реагирования РСЧС на риски, вызванные угрозой возникновения и возникновением (активизацией) оползневых процессов, используя для этого данные о состоянии недр (государственный мониторинг состояния недр) и метеорологической обстановки (мониторинг метеорологической обстановки).
Проблему активизации оползневых процессов существенно осложняет и антропогенное воздействие, выражающееся в усилении нагрузок на грунты, сброс сточных и технических вод, принятие некомпетентных решений при строительстве зданий, сооружений, транспортных магистралей и др.
Таким образом, основной задачей защиты населения и территорий при угрозе и прохождении оползневых процессов является подготовка и своевременное доведение до органов управления сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС (далее - Ф и ТП РСЧС), руководителей муниципальных образований, руководителей организаций и предприятий ежедневных оперативных прогнозов и экстренных предупреждений, а также реагирование на риски возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с оползневой активностью.
Одной из основных целей защиты населения и территорий, подверженных оползневым процессам, является заблаговременное проведение мероприятий, направленных на их предупреждение. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
детализация (уточнение) рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) для территорий, на которых прогнозируется угроза активизации прохождения оползневых процессов по данным мониторинга геологической и метеорологической обстановки;
детализация прогноза развития ЧС в результате активизации оползневых процессов до муниципального образования (потенциально опасного, социально значимого объекта);
организация круглосуточного взаимодействия между органами управления, силами и средствами Ф и ТП РСЧС по вопросам реагирования на прогноз;
организация оповещения населения и руководителей органов местного самоуправления (руководителей объектов экономики), доведение экстренных предупреждений;
проведение мероприятий по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств Ф и ТП РСЧС к выполнению возложенных на них задач;
контроль организации реагирования органов управления, сил и средств Ф и ТП РСЧС на прогноз развития ЧС.