Актуальной проблемой развития исторического образования в основной школе в рамках современной государственной образовательной политики является определение способов усиления воспитательного воздействия процесса обучения на формирование личностных качеств подрастающего поколения. Неоценимую роль в контексте решения данной проблемы играет приобщение учащихся на уроках истории и во внеурочное время к изучению, осмыслению и пониманию культурно-духовных ценностей народов России. Данные ценности обладают не только богатым образовательно-воспитательным потенциалом в повышении культурного уровня школьников в целом, но и оказывают существенное влияние на процесс их культурно-национальной и социальной самоидентификации.
В этой связи необходимо отметить, что в век усиливающейся глобализации и интернационализации экономических, политических и социокультурных связей, с одной стороны, и усиливающейся конкуренции государств и народов за ресурсы и рынки сбыта, с другой (при невозможности их разрешить военным путем в ядерный век) все более значимую роль играет культурный фактор, национальная культура как цивилизованный способ самосохранения, самоутверждения и развития нации. Именно культурная традиция постепенно будет обретать роль наиболее эффективного "оружия" в поиске ответа на "цивилизационные вызовы" современности, "предъявляющие новые требования к подготовке молодых людей к жизни в расширяющемся пространстве межкультурного взаимодействия, стремительно и непредсказуемо меняющихся социальных условиях, и конкурентных обстоятельствах" [3, с.50].
В этих условиях особую значимость приобретает проблема определения способов приобщения к духовно-нравственным ценностям национальной культуры, чтобы направить процесс обучения и воспитания на формирование российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданственности, уважения и чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современной России и мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания, компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; формирование коммуникативной компетентности, а также понимания ценности здорового, безопасного образа жизни и основ экологической культуры.
Безусловно, процесс приобщения учащихся к основам духовно-нравственной культуры народов России на уроках истории и во внеурочное время очень сложен. К таким причинам можно отнести традиционно используемый в учебниках "формально-перечислительный" подход к изучению вопросов культуры, когда учебная информация культурного характера, не будучи органично встроенной в контекст учебной информации о конкретном историческом периоде, в лучшем случае предстает в виде иллюстраций, "украшающих" ее, но не способствующих более глубокому осмыслению и пониманию эпохи.
Реализация культурно-цивилизационного подхода, рассматривающего в качестве единого процесса материальное и духовное бытие человеческого общества дает возможность не только гармонизировать политический, социально-экономический и культурный аспекты содержания исторического образования, но и актуализировать его гуманитарный потенциал через активное вовлечение личности учителя и ученика в его осмысление и понимание, обеспечив тем самым условия для формирования культурно-национального самосознания подрастающего поколения, приобщения школьников к культурно-духовным ценностям национальной истории.
Важнейшим педагогическим инструментом проектирования и реализации воспитательного потенциала общественно-научного, социально-гуманитарного образования являются содержательные линии курсов истории России, их смысловые доминанты (см., например: Дополнительные материалы для учителя), создающие ценностный, духовно-нравственный каркас учебного содержания в целом.