62. Вопросы формирования требований безопасности, которые будет содержать ТР в отношении ОТР, решаются как на национальном уровне российским законодательством, так и международными правовыми актами Евразийского экономического союза. Соответственно, сложившийся к настоящему времени массив нормативных правовых актов о техническом регулировании, включая формирование требований безопасности, можно разделить на два блока, которые необходимо учитывать при формировании требований безопасности:
1) законодательство Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования;
2) законодательство Российской Федерации в сфере технического регулирования.
При изложении требований безопасности необходимо, чтобы они были систематизированы. Чрезвычайно важно, каким образом в ТР будут изложены требования безопасности ОТР. Их четкое и последовательное изложение позволяет быстро определить круг требований к ОТР и предложить комплексное решение.
Систематизация представляет собой деятельность, в процессе которой объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. При этом значительное число регулирующих однородные отношения требований приводится в единую, упорядоченную систему. Иными словами, систематизация приводит к упорядочиванию, и формированию определенной, внутренне согласованной системы.
Систематизация приводит к облегчению пользования нормативным массивом, создает благоприятные условия для правильного и быстрого ориентирования в значительных объемах требований. Систематизация позволяет выявить противоречия и пробелы в нормативном правовом регулировании, обеспечить соответствие законодательства обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией на международном уровне.
При систематизации требований безопасности ОТР в том числе учитывается факт вхождения Российской Федерации в Евразийский экономический союз и Всемирную торговую организацию и обусловленные этим фактом задачи в сфере технического регулирования.
63. Для систематизации требований безопасности ОТР в зависимости от ряда факторов могут быть избраны различные критерии, выбор которых обусловлен составом и общей характеристикой ОТР ТР, учетом результатов анализа международных документов в соответствующей сфере, региональных и национальных документов, на основе которых разрабатывается проект ТР и проект о внесении изменений в ТР.
Возможно использование различных подходов к группировке и изложению требований безопасности ОТР с учетом особенностей самих ОТР. В зависимости от избранного подхода к изложению требований с учетом анализа рисков, характерных для ОТР, это может быть перечень и описание характерных опасных факторов ОТР, и соответственно им требования к ОТР ТР, которые могут быть установлены в общем виде и (или) содержать конкретные значения показателей, включая числовые.
Требования могут быть сгруппированы исходя из видов опасностей (безопасность излучений, биологическая безопасность, взрывобезопасность, механическая безопасность, пожарная безопасность и так далее). Возможно задание требований безопасности продукции, связанных с различными стадиями ее жизненного цикла, если на этих стадиях проявляются специфические риски причинения вреда.
В ТР, охватывающих большой объем ОТР, возможно сочетание различных подходов, если такое группирование позволяет наиболее четко изложить требования безопасности ОТР.
64. Для задания требований безопасности к каждому ОТР и всех свойств, для которых уровень риска был определен как недопустимый, анализируется сценарии действия этих опасных свойств на предмет выбора той части сценария, в которой задание требований безопасности будет максимально эффективным.
После формирования содержания требования проводится анализ и оценка риска опасного фактора с учетом выполнения сформированного требования с тем, чтобы определить достаточно ли снизился уровень риска.
65. Способы задания требований