ОДМ 218.3.097-2017
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по определению устойчивости уплотнённых асфальтобетонных смесей к пластическому течению на установке Маршалла (на образцах диаметром 152,4 мм)
1 РАЗРАБОТАН: рабочей группой секции N 4 "Стандартизация, повышение качества и внедрение новых технологий, техники и материалов" Научно-технического совета Федерального дорожного агентства
2 ВНЕСЕН: Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Федерального дорожного агентства от 26.06.2018 г. N 2312-р.
4 Настоящий документ разработан с учетом основных нормативных положений ASTM D5581* "Standard Test Method for Resistance to Plastic Flow of Bituminous Mixtures Using Marshall Apparatus (6 inch-Diameter Specimen)" (Стандартный метод испытания по определению устойчивости асфальтобетонных смесей к пластическому течению с использованием установки Маршалла (для 6-дюймовых образцов)), ASTM D6927 "Standard Test Method for Marshall Stability and Flow of Asphalt Mixtures" (Стандартный метод испытания асфальтобетонных смесей по определению стабильности и текучести по Маршаллу)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ИЗДАН: ФГБУ "ИНФОРМАВТОДОР"
6 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
7 ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ.
1.1 Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по определению устойчивости уплотнённых асфальтобетонных смесей к пластическому течению на установке Маршалла (на образцах диаметром 152,4 мм)" (далее - методический документ) является актом рекомендательного характера.
1.2 Методический документ распространяется на асфальтобетонные покрытия, применяемые в качестве конструктивных слоев дорожной одежды, и устанавливает методику определения устойчивости уплотнённых асфальтобетонных смесей к пластическим деформациям в дорожном, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве.
1.3 Данная методика испытаний используется для прогнозирования склонности покрытия к разрушению, вследствие развития в нём пластических деформаций из-за слабости структуры минерального заполнителя, недостаточной вязкости вяжущего асфальтобетона.
Настоящий метод исследования уплотнённых асфальтобетонных смесей проводится на цилиндрических образцах диаметром 152,4±0,2 мм и распространяется на асфальтобетонные смеси с номинальным максимальным размером заполнителя до 37,5 мм включительно.
1.4 Методический документ рекомендован к применению изыскательскими, проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, а также при реализации проектов по заданию государственных и иных исполнительных органов управления.
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.
ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация.
ГОСТ 12.4.131-83 Халаты женские. Технические условия.
ГОСТ 12.4.132-83 Халаты мужские. Технические условия.
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия.
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия.
ГОСТ 9871-75 Термометры стеклянные ртутные электроконтактные и терморегуляторы. Технические условия.
ГОСТ 28498-90. Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования.
ГОСТ Р 12.1.019-2009 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.
ГОСТ Р 53228-2008 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания.
ПНСТ 109-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения сопротивления пластическому течению цилиндрических образцов на установке Маршалла.
ПНСТ 110-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод подготовки цилиндрических образцов с использованием установки Маршалла.
ПНСТ 111-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод проведения термостатирования.
ПНСТ 112-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод приготовления образцов вращательным уплотнителем (Гиратором).
ПНСТ 114-2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические требования для метода объемного проектирования по методологии Superpave.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменённым (изменённым) документом. Если ссылочный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Минеральный заполнитель (aggregate): Минеральный материал, который входит в состав асфальтобетонной смеси.
3.2 Битумное вяжущее (bitumen binder): Органический вяжущий материал, производимый из продуктов переработки нефти с добавлением при необходимости органических модифицирующих добавок.
3.3 Испытуемый образец (test sample): Образец асфальтобетона, приготовленный путем уплотнения в лабораторных условиях, а также вырубка или керн, отобранные из покрытия автомобильной дороги.
3.4 Номинальный максимальный размер минерального заполнителя (nominal maximum aggregate size): Размер минерального заполнителя, соответствующий размеру ячейки сита, которое на один размер больше первого сита, остаток минерального заполнителя на котором составляет более 10%.
3.5 Эквивалентная одноосная нагрузка; ЭООН (design ESALs): Нагрузка, равная 80 кН, передаваемая на дорожное покрытие от одной оси транспортного средства.
3.6 Стабильность по Маршаллу , Н (Marshall stability): Характеризует устойчивость асфальтобетонного образца к стандартной нагрузке при температуре 60°С в результате проведения испытаний.
Стабильность по Маршаллу представляет собой значение максимальной нагрузки, полученной при постоянной скорости деформирования до начала разрушения образца.
3.7 Текучесть по Маршаллу (Marshall flow): Значение текучести по Маршаллу представляет собой величину общей (упругой и пластической) деформации образца, определяемой в ходе испытаний на стабильность. При этом деформация измеряется в диапазоне от нулевой до максимальной нагрузки и выражается в единицах, кратных 0,25 мм.
3.8 Устойчивость к пластическому течению , Н/мм (Marshall resistance): Способность уплотнённых асфальтобетонных смесей сопротивляться пластическим деформациям под действием нагрузок.
Данный метод испытаний может быть использован как для определения свойств уложенных асфальтобетонных покрытий, так и для лабораторного проектирования асфальтобетонных смесей. Образцы подготавливают в соответствии с настоящей методикой и испытывают до их разрушения с фиксацией максимальной нагрузки (стабильности по Маршаллу), при которой определяется максимальное значение текучести по Маршаллу.
Исследования могут проводиться с использованием двух различных типов оборудования (рисунок 1):
- метод А - с использованием нагрузочной рамы с кольцевым динамометром часового типа (традиционный метод);
- метод Б - с использованием нагрузки деформационного регистратора в сочетании с тензодатчиком и линейным переменным дифференциальным преобразователем (LVDT) или другим автоматическим записывающим устройством (автоматизированный метод).
Рисунок 1. Типовое оборудование по методам А и Б
Результаты испытаний одной асфальтобетонной смеси, полученные на лабораторных образцах и образцах из дорожного покрытия, могут отличаться.
Для проведения испытаний необходимо следующее оборудование:
5.1 Форма для образцов в сборе - форма представляет собой металлический цилиндр, с наружным диаметром 165,1±0,2 мм, с внутренним диаметром 152,4±0,2 мм и длиной 114,3±0,3 мм, основание формы и удлинительное кольцо, должны соответствовать требованиям, указанным на рисунке 2.
5.2 Устройство для извлечения образцов - стальной диск диаметром от 151,1 до 152,1 мм и толщиной 12,7±0,3 мм для извлечения уплотненных образцов из формы при помощи удлинительного кольца формы. Для передачи нагрузки от адаптера кольцевого динамометра к удлинительному кольцу при извлечении образца требуется соответствующая рейка.
Рисунок 2. Форма для уплотнения образцов
5.3 Механический уплотнитель - Уплотнение образцов может производиться либо ручным уплотнителем, либо механическим (см. рисунок 3). Механический уплотнитель должен быть оснащён двигателем с минимальной мощностью 250 Вт, цепным подъемником, рамой и устройством автоматического спуска подвижного груза. Серия образцов одного исследования должна быть уплотнена оборудованием одного типа.