4.1.1 Источниками шума на наземных объектах метрополитенов являются:
- поезда метрополитенов;
- вентиляционное оборудование и компрессоры;
- технологическое оборудование;
- площадки погрузо-разгрузочных работ;
- строительные машины и механизмы;
- автотранспорт.
По характеру изменения во времени шумы подразделяют на постоянные и непостоянные, в зависимости от того, изменяется ли уровень звука за время наблюдения не более или более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике "медленно" шумомера. К постоянным шумам могут быть отнесены, например, шумы вентиляционных систем, компрессоров, трансформаторов, к непостоянным шумам - шумы автомобильного и железнодорожного транспорта, землеройных машин, подъемных механизмов и т.п.
4.1.2 В соответствии с [1] нормируемыми параметрами шума на селитебной территории и в помещениях, расположенных на ней жилых и общественных зданий являются:
- для постоянного шума - уровни звукового давления , дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. Для ориентировочной оценки допускается использовать уровни звука , дБА;
- для непостоянного шума - эквивалентные уровни звука , дБА, и максимальные уровни звука , дБА. В СП 51.13330 установлены также допустимые эквивалентные уровни звукового давления , дБ, проникающего шума в указанных выше октавных полосах частот.
4.1.3 При оценке уровней проникающего шума от объектов метрополитена на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий, а также при установлении требуемого снижения уровней шума следует руководствоваться допустимыми уровнями в дневной (с 7 до 23 ч) и ночной (с 23 до 7 ч) периоды суток, установленными в СП 51.13330.2011 (таблица 1) и [1, таблица 3].
4.1.4 К основным типам помещений подземных вестибюлей станций метрополитена, для которых настоящим сводом правил установлена единая методика акустического проектирования и методы архитектурно-акустических, строительно-акустических и электроакустических расчетов, относятся:
- пропорциональные помещения разного объема без акустического разделения центрального вестибюля и посадочных платформ;
- пропорциональные помещения с разделением общего объема станции на систему связанных акустических объемов;
- диспропорциональные помещения с разной формой потолков (плоские или сводчатые), с единым акустическим объемом;
- диспропорциональные помещения с разной формой потолков и акустическим разделением общего объема станции на центральный и боковые объемы;
- закрытые и полузакрытые станции в уровне посадочных платформ.
4.1.5 Установленные настоящим сводом правил методы измерения и оценки шума применяют с целью контроля шума, создаваемого в помещениях жилых и общественных зданий при движении поездов в метрополитенах, на соответствие допустимым уровням.
4.1.6 Работы по снижению шума осуществляются по следующим основным направлениям:
- в источниках шума конструктивными методами (создание и применение малошумных агрегатов и экипажей);
- административными методами (регламентация времени работы источников шума);
- на пути распространения шума от источника до объектов шумозащиты архитектурно-планировочными и строительно-акустическими методами и средствами.
Настоящий свод правил рассматривает средства снижения шума на пути его распространения.
4.1.7 Средства шумозащиты, способствующие обеспечению допустимых уровней шума, следует разрабатывать на основе акустических расчетов.
4.1.8 Оценку соответствия допустимым уровням шума в расчетных точках в помещениях или на территории застройки для источников, создающих постоянный шум на защищаемых объектах, определяют по формуле
, (4.1)