Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал и социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений.
Санкт-Петербург относится к субъектам с устойчивой динамикой роста численности населения - за последние 5 лет численность постоянного населения увеличилась на 6,6 процента с 4953,2 тыс. человек на 01.01.2012 до 5281,6 тыс. человек на 01.01.2017.
При этом постоянно увеличивается численность и доля лиц старше трудоспособного возраста в составе населения Санкт-Петербурга. Так, за 2012-2017 годы численность лиц старше трудоспособного возраста возросла на 11,1 процента: с 1270,1 тыс. человек (25,6 процента от общей численности населения) до 1411,5 тыс. человек (26,7 процента от общей численности населения).
В частности, процесс старения населения Санкт-Петербурга обусловлен увеличением ожидаемой продолжительности жизни при рождении, а также ростом ожидаемой продолжительности предстоящей жизни лиц старше трудоспособного возраста.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Санкт-Петербурге на 01.01.2017 составляла 74,9 года, а в целом по Российской Федерации - 71,87 года.
По состоянию на 01.01.2017 ожидаемая продолжительность предстоящей жизни лиц старше трудоспособного возраста составляла: для женщин - 27,14 года, для мужчин - 18,24 года. В целом по Российской Федерации значение данного показателя для женщин составляло 25,8 года, для мужчин - 16,08 года.
Основные направления государственной поддержки граждан старшего поколения направлены на обеспечение достойного уровня жизни, доступности социальных услуг, лекарственного обеспечения, информационных и коммуникационных технологий, равного доступа к основным и дополнительным образовательным программам, посильной трудовой занятости, гарантий в части условий и оплаты труда, недопущения при трудоустройстве дискриминации по признаку возраста, создание условий для культурно-досуговой деятельности, занятий физической культурой и спортом.
Важное место в сфере социальной поддержки граждан старшего поколения занимает система социального обслуживания граждан.
Нуждаемость пожилых людей в определенных социальных услугах зависит от многих факторов: состояния здоровья, возраста, наличия (утраты) способности к самообслуживанию, наличия родственников, востребованности в своей семье, одиночества, вынужденной изолированности от общества, ограничения возможности активного участия в общественной жизни, невостребованности накопленных знаний и профессионального опыта и другие.
С 2015 года социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге".
Социальные услуги гражданам пожилого возраста предоставляют поставщики социальных услуг, включенные в реестр поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге, в том числе 18 комплексных центров социального обслуживания населения, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга (далее - комплексные центры).
В зависимости от нуждаемости граждан комплексными центрами предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, срочные социальные услуги.
Для предоставления социального обслуживания на дому в комплексных центрах функционируют 235 отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (в 2016 году обслужено 31,9 тыс. человек) и 113 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (в 2016 году обслужено 9,5 тыс. человек).
Также в комплексных центрах действуют 38 социально-реабилитационных отделений, 32 отделения дневного пребывания, 42 отделения срочного социального обслуживания, 20 отделений экстренной психологической помощи, 36 социально-досуговых отделений и др., в которых в 2016 году социальные услуги получили более 80 тыс. человек.
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания в комплексных центрах предоставляются 15 отделениями временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 220 мест. В 2016 году эти отделения обслужили 1,8 тыс. граждан пожилого возраста.
Кроме того, гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, социальное обслуживание предоставляется в 15 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, общая коечная мощность которых составляет почти 7,5 тыс. койко-мест: в трех домах ветеранов войны и труда, трех домах-интернатах для престарелых и инвалидов, восьми психоневрологических интернатах, специнтернате для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы, а также в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении по оздоровительному отдыху и санаторно-курортному лечению "Пансионат "Заря".
В целях продления пребывания граждан пожилого возраста в привычных домашних условиях, поддержания их социального, психологического и физического статусов, а также снижения очереди в стационарные учреждения социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге разработаны и с 2010 года применяются стационарозамещающие технологии: предоставление услуг по социально-медицинскому уходу на дому и "тревожная кнопка".
Услуги по социально-медицинскому уходу на дому отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге (далее - услуги сиделок) предоставляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга с 2010 года отдельным категориям граждан, установленным Законом Санкт-Петербурга от 08.12.2010 N 719-166 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг по социально-медицинскому уходу на дому", и являются дополнительной мерой социальной поддержки.
В зависимости от потребностей граждан услуги сиделок предоставляются по 4-часовому, 8-часовому или 12-часовому модулям. Наборы услуг различаются не только по времени, но и по количеству и ассортименту предоставляемых услуг. Услуги сиделок предоставляются организациями, прошедшими соответствующий квалификационный отбор.
В 2016 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуги сиделок предоставлены 1356 получателям социальных услуг на сумму 259,2 млн.руб.
Специализированные услуги экстренной помощи "тревожная кнопка" отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге (далее - услуги "тревожная кнопка") предоставляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга отдельным категориям граждан, установленным Законом Санкт-Петербурга от 08.12.2010 N 721-167 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи "тревожная кнопка".
Услуга "тревожная кнопка" - это технология предоставления специализированных услуг экстренной социально-медицинской помощи различным категориям граждан посредством их экстренной связи с диспетчером путем нажатия кнопки на специальном устройстве (на браслете, на брелоке) либо на мобильном телефоне.
Услуги "тревожная кнопка" оказываются организациями, прошедшими соответствующий квалификационный отбор, и реализуются посредством стационарной и мобильной технологии связи.
В 2016 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуга "тревожная кнопка" предоставлена 11349 получателям социальных услуг на сумму 74,8 млн.руб.
Действие Закона Санкт-Петербурга от 08.12.2010 N 719-166 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг по социально-медицинскому уходу на дому" и Закона Санкт-Петербурга от 08.12.2010 N 721-167 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи "тревожная кнопка" распространяется на граждан, в отношении которых до 31.12.2016 было принято решение о предоставлении им соответствующих дополнительных мер социальной поддержки.
Законом Санкт-Петербурга от 01.06.2016 N 342-60 внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2014 N 717-135 "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге", согласно которым с 01.01.2017 поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге будет предоставляться социальная услуга "предоставление лицам, нуждающимся по состоянию здоровья, специализированных услуг экстренной помощи "тревожная кнопка" в форме социального обслуживания на дому.
В силу возраста, состояния здоровья, наличия заболеваний опорно-двигательного аппарата, тяжелых хронических заболеваний граждане пожилого возраста нуждаются в ТСР, способствующих обеспечению их жизнедеятельности в быту. Однако до получения необходимых ТСР по индивидуальной программе реабилитации инвалида граждане пожилого возраста становятся заложниками ситуации. С этой целью в комплексных центрах открыты пункты проката ТСР.
По состоянию на 01.01.2017 в 13 комплексных центрах (Адмиралтейского, Василеостровского, Выборгского, Калининского, Кировского, Колпинского, Красногвардейского, Кронштадтского, Курортного (2 пункта проката), Московского, Петроградского, Пушкинского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга) открыто 14 пунктов проката ТСР гражданам пожилого возраста, нуждающимся в ТСР, до их получения по индивидуальной программе реабилитации инвалида.