3.10. Транспортная доступность лесов, обеспеченность транспортными путями на период действия Лесного плана Тверской области
Тверская область занимает важное место в системе транспортных связей северо-западного экономического района. В силу географического расположения территория Тверской области в значительной мере обеспечивает транзитные транспортные связи и имеет развитую сеть транспортных коммуникаций как с регионами России, так и с другими странами. Основу этих связей составляет международный транспортный коридор "Северо-восток - юго-восток" (Трансъевропейский транспортный коридор N 9), в состав которого входит основной железнодорожный маршрут, включающий участок железной дороги Санкт-Петербург - Тверь - Москва, и основной автомобильный маршрут, включающий участок автодороги Москва - Санкт-Петербург (автодорога "Россия", М-10), а также Москва - Рига (Балтия), представленный железнодорожной и автомобильной магистралями.
Новая скоростная автомобильная дорога М-11 "Москва - Санкт-Петербург" протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги (далее - МКАД) до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге (далее - КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составит 669 км.
Автодорога пройдет по территориям Центрального и Северо-западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов.
Существовавшая ранее достаточно развитая сеть лесовозных узкоколейных железных дорог утратила свои функции и в настоящее время эти дороги находятся в неэксплуатационном состоянии.
Помимо железных дорог широкой колеи и автомагистралей, имеющих федеральное значение, на территории области выделена сеть основных территориальных автодорог, относящихся к областной собственности:
Вышний Волочок - Осташков - Нелидово - Брянск; Псков - Осташков с продолжениями на Торжок и Ржев; Торжок - Волоколамск - Наро-Фоминск - Ступино; Лесное (с выходом на Пестово и Устюжну) - Тверь; Весьегонск - Калязин с выходами на Устюжну и Череповец на севере и на Москву - на юге; Красный Холм - Рамешки и Тверь - Кашин.
Кроме того, для непосредственного входа в лесные массивы широко используются полевые сельскохозяйственные, лесовозные и лесохозяйственные дороги. Они связывают места заготовки древесины с сетью автодорог общего пользования. Содержание и ремонт таких лесных дорог практически отсутствует, поэтому для вывозки заготовленного леса их можно использовать как сезонные только в зимний период.
Для обеспечения круглогодовой транспортной доступности лесов необходимо наличие развитой сети автодорог с капитальными и усовершенствованными покрытиями. Транспортная доступность лесов, обеспеченность транспортными путями на период действия Лесного плана Тверской области указаны в приложении 19 к Лесному плану Тверской области.
Средняя плотность дорог региона на территории лесного фонда по состоянию на 1 января 2018 года составляет 4,9 км/тыс. га. Наибольшая плотность отмечается в Тверском, Торопецком и Фировском лесничествах, наименьшая в Торжокском и Кашинском лесничествах. Для эффективного использования лесных ресурсов области необходимо увеличение плотности дорог на землях лесного фонда в 1,8 раза.