Недействующий

О государственной программе "Развитие промышленности, торговли, энергетики и транспорта Карачаево-Черкесской Республики" (с изменениями на 28 мая 2024 года)



1. Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков


(в ред. постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2022 N 363)



Государственная программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р "О перечне государственных программ Карачаево-Черкесской Республики".


Карачаево-Черкесская Республика - промышленная и аграрная республика. Территорию можно разделить на 2 области: на севере более развито химическое производство и легкая промышленность, на юге - добывающая промышленность и животноводство.


Исходя из Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1089-р (далее - Стратегия развития СКФО), определены цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития промышленности в Карачаево-Черкесской Республике, ее структурные изменения и пути преобразования в конкурентоспособный и динамично развивающийся промышленный комплекс Карачаево-Черкесии.


Основными видами экономической деятельности, в которых сконцентрированы крупные и средние промышленные предприятия республики, являются производство строительных материалов, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическое производство, бумажное производство, производство электрического оборудования и легкая промышленность.


Промышленными предприятиями республики реализуются инвестиционные проекты, направленные на создание новых и модернизацию действующих производств. Однако, по последним данным Росстата доля инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства" по итогам 2021 года составила порядка 6,3% в общем объеме инвестиций Карачаево-Черкесской Республики, что явно недостаточно для поддержания конкурентоспособности промышленного комплекса региона.


Несмотря на принимаемые меры по техническому перевооружению крупных и средних предприятий промышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики, все еще высоким остается показатель степени износа основных фондов, так по данным Росстата в 2020 году в обрабатывающих отраслях степень износа основных фондов составила 52,1%. На некоторых предприятиях продолжает сохраняться тенденция недостаточного финансирования для проведения структурных преобразований и реализации программ технического перевооружения. Выпускаемая продукция зачастую морально устарела и не отвечает современным требованиям.


В целях формирования и развития промышленного комплекса региона, способного адекватно отвечать требованиям внутреннего и внешнего рынка в государственную программу включены мероприятия, предусматривающие оказание государственной финансовой поддержки промышленным предприятиям и инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в сфере "обрабатывающих производств".


Топливно-энергетический комплекс республики всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла.


Производственные структуры топливно-энергетического комплекса в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате реформ электроэнергетики сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе. В настоящее время топливно-энергетический комплекс является одним из устойчиво работающих производственных комплексов региональной экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития экономики.


Основным видом транспорта на территории Карачаево-Черкесской Республики является автомобильный. Действует железнодорожная ветка г. Невинномысск - Черкесск. В республике отсутствуют аэропорты, ближайшие аэропорты расположены в городах Минеральные Воды, Ставрополь, Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Майкоп (Республика Адыгея).


В настоящее время перевозку пассажиров и грузов осуществляют 14 предприятий, в том числе:


муниципальной собственности - 2;


республиканской собственности - 1;


иные виды собственности (ЗАО, ОАО, ООО) - 11, в том числе: