Действующий

Об утверждении лесного плана Владимирской области (с изменениями на 27 июня 2024 года)



3.11. Информация об экологическом потенциале, потенциале средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных иных полезных функций лесов


Экологический потенциал лесов заключается в возможности лесных экосистем функционировать в условиях антропогенной нагрузки без возникновения процессов дигрессии (в том числе необратимой). Определение экологического потенциала лесов является необходимой предпосылкой экономической оценки земель (И.В. Туркевич, 1977) и других лесохозяйственных расчетов. Характеристика экологического потенциала заключается в оценке природоохранных факторов на фоне решения социально-экономических вопросов.


Оценка экологического потенциала проведена на основе методических указаний по количественному определению объема поглощения парниковых газов, утвержденных распоряжением Минприроды РФ от 30.06.2017 N 20-р "Об утверждении методических указаний по количественному определению объема поглощения парниковых газов", оценка водоохранно-водорегулирующей роли лесов - на основе методических указаний "Оценка водоохранно-водорегулирующей роли лесов". Потенциал лесов выражается в условных единицах, переводится в денежный эквивалент. Оценка универсальна и позволяет сравнивать соответствующие показатели во временной динамике.


Экологическая функциональность лесов области определяется как их глобальной биосферной ролью, которая зависит от общей интенсивности фотосинтеза и соответствующего влияния на газовый состав атмосферы, так и важнейшим региональным значением для водного баланса территории, качества водных ресурсов и качества жизни населения.


Оценка углеродного баланса выполнена по данным учета лесного фонда (формы N 1-ГЛР, N 2-ГЛР на 01.01.2009 и 01.01.2018) с использованием методики, применяемой Росгидрометом (Д.Г. Замолодчиков, Г.Н. Коровин, М.Л. Гитарский, 2007), реализованной для регионального уровня в компьютерной программе РОБУЛ (Д.Г. Замолодчиков, 2012). Согласно данной методике основными составляющими углеродного регулирования лесов являются нетто-поглощение, потери и бюджет углерода.


Учтенными причинами существенных потерь на территории области за оцениваемые периоды являются деструктивные лесные пожары и сплошные рубки.


Нетто-поглощение, судя по совокупности имеющихся данных, испытывает колебания в пределах +13%, которые, по-видимому, следует отнести к особенностям методики расчета, так как хотя в целом за период действия прошлого Лесного плана отмечается пренебрежимо малое уменьшение поглощения.


Суммарный бюджет углерода лесов области по всем пулам (живой древостой, древесный отпад, подстилка, почва) за период действия прошлого Лесного плана существенно вырос (20,8%), но на прогнозируемый период произойдет некоторое снижение, хотя в целом за два десятилетия сохранится положительное сальдо (+6%).


Водоохранная роль лесов выражается в общем влиянии на водный баланс через транспирацию и физическое испарение с крон и предотвращении поверхностного стока, от которого зависит водный режим почв и качество воды в многочисленных озерах и реках области.


Интенсивность транспирации непосредственно зависит от породного состава насаждений и текущего прироста, который определяется условиями местопроизрастания и возрастом.


В последней работе приведены зависимости годовой транспирации и испарения с крон от преобладающей породы, возраста, класса бонитета и полноты насаждений, которые были использованы для оценки соответствующих показателей лесов, функции которых непосредственно ориентированы на охрану водных объектов: леса, расположенные в водоохранных зонах, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов, и нерестоохранные полосы лесов.


Суммарная оценка водорегулирования, выражаемая в миллиметрах испаренных осадков, складывается из физиологической транспирации и физического испарения с крон.


Предотвращение поверхностного стока оценивается для лесов, функции которых непосредственно ориентированы на охрану водных объектов и могут непосредственно влиять на качество воды, поступающей с суши в реки и озера. Основными факторами, определяющими долю поверхностного стока, являются породный состав и возраст насаждений, которые на протяжении планового периода в данной категории лесов остаются практически неизменными в связи с отсутствием проведения сплошных рубок.


Поэтому в качестве основы для расчета объема предотвращенного стока использованы показатели изменения стока в результате рубки спелых насаждений (Ю.В. Карпечко, 2016 год), составляющие для сосняков, ельников и березняков - 159, 187 и 254 мм соответственно. С целью учета возрастной динамики использованы понижающие коэффициенты для насаждений III - IV класса бонитета (Ю.В. Лебедев, И.А. Неклюдов, 2012 год), составляющие по сравнению со спелыми древостоями от 0,15 до 0,93 в диапазоне от молодняков I класса возраста до приспевающих насаждений.


Результаты выполненных расчетов свидетельствуют об увеличении величины предотвращения стока в среднем на 10 мм за ревизионный период, причем происходит это в основном за счет березняков (+73 мм) и ельников (+20 мм), что связано с динамикой возрастной структуры насаждений этих пород.