Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 года (с изменениями на 23 декабря 2020 года)



Приложение 2
к Стратегии социально-экономического
развития городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
до 2030 года



SWOT-АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. УФЫ. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Сильные стороны

Слабые стороны

Сильная экономика

Промышленность

Высокая концентрация обрабатывающих производств (9 - 10% объемов производства - ПФО, 55,3% - Республики Башкортостан).

Наличие крупного нефтеперерабатывающего комплекса России.

Наличие уникальных компетенций по производству важных видов продукции, в том числе: производство нефтепродуктов, химическая продукция, машиностроение (производство авиационных двигателей), лекарственные препараты и др.

Инновационная деятельность

Наличие перспективной инновационной инфраструктуры.

Наличие высокого научно-образовательного потенциала.

Строительство

Наличие крупных строительных организаций и собственной развитой промышленности строительных материалов.

Наличие в городе проектных институтов и др. организаций, способных обеспечить потребности города в архитектурно-строительной и проектной документации.

Наличие собственной базы по подготовке необходимых кадров отрасли.

Развитие малоэтажного строительства.

Восстановление рынка ипотечного кредитования.

Инвестиции

Наличие экспортно ориентированных предприятий.

Удобное географическое расположение на границе Азии и Европы, пересечении крупных транспортных магистралей федерального и международного значения.

Высокие относительно других городов сравнения абсолютных и удельных значений инвестиций в основной капитал, осуществляемых крупными и средними предприятиями города.

Малое и среднее предпринимательство

Достаточно высокий вклад СМСП в выполнение госзаказа для нужд города, численность занятых работников в городе и оборот продукции всех предприятий города.

Относительно благоприятные условия для развития СМСП в секторе обрабатывающих производств (второе место из 30 лучших российских городов для бизнеса в рейтинге "Forbes" в 2013 г.).

Относительно высокая доступность энергетических мощностей для бизнеса, сравнительно простая процедура подключения к сетям.

Потребительский рынок

Высокий покупательский потенциал.

Сформированная инфраструктура потребительского рынка г. Уфы.

Устойчивый рост розничного товарооборота.

Стабильный рост числа торговых предприятий, торговых площадей, товарооборота.

Высокий трудовой потенциал работников предприятий потребительского рынка, наличие учреждений, осуществляющих подготовку работников сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Туризм

Удобное географическое положение и транспортная доступность города (международный аэропорт "Уфа", железнодорожный вокзал "Уфа", речной порт, два автовокзала, федеральные трассы М5, М7), являющиеся значительными критериями выбора того или иного места посещения.

Значительный историко-культурный и рекреационный потенциал, о чем свидетельствует большое количество туристских предложений, в том числе культурно-исторических, археологических и природных объектов.

Высокая обеспеченность туристской инфраструктурой, в том числе значительное число объектов размещения различных ценовых категорий, объектов питания, наличие оборудованных площадок для проведения масштабных культурно-массовых мероприятий.

Сформированная база для проведения конгрессных мероприятий.

Проведение мероприятий событийного туризма, в том числе различных спортивных соревнований.

Наличие Концепции создания и развития туристско-рекреационного кластера "Уфимский"

Промышленность

Высокий уровень износа основных фондов (в сфере добычи полезных ископаемых - 62%, обрабатывающих производствах - 54,9%); за последние 5 лет рост износа основных фондов составил 16 - 20%.

Сокращение числа занятых в обрабатывающей промышленности.

Недостаточно диверсифицированная структура производства.

Инновационная деятельность

Снижение доли инновационной продукции г. Уфы в общем объеме отгруженной инновационной продукции РБ.

Снижение количества организаций, осуществлявших инновационную деятельность.

Строительство

Недостаточные темпы ввода жилья и роста обеспеченности жильем в расчете на душу населения.

Сжатие платежеспособного спроса на жилье.

Рост количества проблемных объектов жилищного строительства и численности "обманутых" дольщиков.

Недостаточные темпы обеспечения доступности школьного образования в соответствии с действующими стандартами оказания образовательных услуг.

Инвестиции

Снижение за 2008 - 2017 гг. темпов роста объемов инвестирования в сопоставимых ценах.

Низкий уровень бюджетных инвестиций на душу населения относительно других городов-миллионников.

Малое и среднее предпринимательство

Недостаточный вклад СМСП в общий объем инвестиций города, в доходы городского бюджета.

Снижение числа индивидуальных предпринимателей, особенно в сфере торговли.

Недостаточно эффективная аутсорсинговая деятельность СМСП.

Недостаток квалифицированных и инициативных кадров для создания и развития жизнеспособных СМСП приоритетных ВЭД.

Неразвитость нормативно-правовой основы МЧП и кооперационных связей СМСП с крупным бизнесом.

Потребительский рынок

Недостаточно развитая система оптовой торговли.

Недостаточная представленность продукции местных производителей (особенно непродовольственной группы товаров).

Недостаточное развитие сети предприятий общественного питания, доступных среднему классу и малообеспеченным слоям населения.

Избыточная дифференциация населения по доходам, негативно влияющая на покупательский спрос.

Недостаточный уровень развития доступных для населения социально значимых бытовых услуг (бань, химчисток др.).

Туризм

Невысокая известность г. Уфы и ее турпродукта за пределами Республики Башкортостан и соседних регионов.

Недостаточное количество средств размещения эконом-класса с большим количеством койко-мест и минимальной стоимостью номера до 500 - 1000 руб. в сутки.

Несоответствие качества обслуживания во всех секторах туристской индустрии уровню международных стандартов.

Несовершенство институциональной составляющей в сфере туризма.

Отсутствие широкой доступности в приобретении сувенирной продукции, рекламирующей туристский продукт г. Уфы.

Низкая прозрачность туристской информации: недостаток навигации, разрозненность информационных ресурсов о туристских ресурсах города.

Недостаточность средств городского бюджета для активизации развития городского туризма

СОЦИАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ГРАЖДАН

Демографическое развитие

Рост численности населения.

Сокращение смертности населения.

Постоянный миграционный приток трудоспособного населения.

Высокие коэффициенты брачности.

Развитие рынка труда и обеспечение занятости населения

Уменьшение численности безработных и уровня регистрируемой безработицы.

Рост среднемесячной заработной платы.

Сокращение численности пострадавших при несчастных случаях на производстве.

Повышение качества и доступности услуг сферы образования

Увеличение числа организаций системы дошкольного образования и мест в них.

Увеличение численности воспитанников, посещающих организации дошкольного образования.

Рост доли выпускников, поступивших в вузы.

Повышение среднего балла по результатам ЕГЭ по обязательным дисциплинам.

Увеличение расходов местного бюджета на общее образование.

Сохранение здоровья горожан и формирование здорового образа жизни

Создание условий для расширения мощности учреждений профилактической медицины.

Высокая результативность программ по предотвращению абортов среди женщин фертильного возраста.

Качественная работа по предотвращению распространения наркологической заболеваемости.

Создание условий для высокой оснащенности медицинских учреждений ИКТ.

Создание эффективной системы социального обслуживания и поддержки населения

Оказание социальных услуг всем категориям нуждающихся граждан.

Низкий уровень выявленных детей-сирот и детей в интернатных учреждениях.

Событийная активность и культура, разнообразие досуга

Большое количество культурно-досуговых мероприятий с высоким уровнем посещаемости.

Высокое качество предоставляемых услуг, а также высокий уровень удовлетворенности населения.

Широкий спектр видов искусств, развиваемых на базе учреждений культуры.

Развитие физической культуры и спорта

Высокая доля населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом.

Разнообразие и большое количество проводимых в городе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, способствующих популяризации физической культуры и спорта, ЗОЖ.

Формирование молодежной политики, обеспечивающей образовательную успешность и социальную мобильность молодежи

Увеличение количества мероприятий, проводимых для молодежи.

Повышение эффективности услуг в области содействия трудоустройству молодежи, в том числе временной занятости.

Активное развитие и популяризация мероприятий по формированию гражданской ответственности, патриотическому воспитанию и допризывной подготовке

Демографическое развитие

Сокращение уровня рождаемости.

Сокращение репродуктивного потенциала.

Перманентное сокращение доли мужского населения.

Высокие коэффициенты разводимости.

Развитие рынка труда и обеспечение занятости населения

Сокращение численности трудоспособного населения и доли этой категории населения в общей численности постоянного населения.

Сокращение среднегодовой численности работников предприятий и организаций.

Повышение качества и доступности услуг сферы образования

Рост загруженности детских дошкольных организаций.

Увеличение численности детей, стоящих на учете для определения в ДОО.

Рост превышения численности учащихся над количеством мест в МОУ.

Сокращение общей численности выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений.

Увеличение численности и доли выпускников, уехавших на учебу в другие регионы.

Сохранение здоровья горожан и формирование здорового образа жизни

Сохранение дефицита квалифицированных медицинских кадров.

Неразвитая сеть организаций, оказывающих медико-санитарную помощь.

Сохранение высокого уровня заболеваемости по отдельным социально значимым болезням.

Создание эффективной системы социального обслуживания и поддержки населения

Недостаточное количество центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Событийная активность и культура, разнообразие досуга

Невысокий уровень финансирования отрасли.

Неудовлетворительное материально-техническое обеспечение учреждений культуры, недостаток современного оборудования.

Неравномерная концентрация учреждений культуры и искусства в разных районах города.

Развитие физической культуры и спорта

Недостаток спортивных сооружений.

Низкий уровень финансирования, не позволяющий развивать материально-техническое оснащение учебно-тренировочного процесса, развивать инфраструктуру отрасли.

Недостаток специализированных спортивных сооружений для спортивных школ (залы для занятий тяжелой атлетикой, спортивной и художественной гимнастикой, тиры, бассейны и т.д.).

Формирование молодежной политики, обеспечивающей образовательную успешность и социальную мобильность молодежи

Отсутствие современной аппаратуры, технологий и методик, способствующих повышению эффективности оказания социально-психологической помощи молодежи, находящейся в группе риска.

Недостаточная поддержка детских и молодежных организаций, низкий уровень методической и материально-технической оснащенности.

Отсутствие системы мониторинга наиболее актуальных проблем молодежи города

Гармоничное жизненное пространство

В Уфе самый большой объем озелененных пространств среди городов России, обеспечивающий стабильную экологическую ситуацию и социальную обстановку.

Хорошее состояние и доступность открытых общественных пространств городского значения.

Значительный объем контакта городских территорий с акваторией 5 рек.

Наличие муниципальных, региональных и федеральных программ финансирования благоустройства городской среды и реконструкции существующих парков и скверов.

Наличие крупной реализующейся программы по реконструкции набережной в районе Южного склона р. Белой

Отсутствие программ эффективной защиты и развития природно-рекреационной составляющей общественных пространств города. Постепенное расширение площади автодорожной сети и деградация сетевой структуры озеленения.

Архаичность существующей инфраструктуры городской среды, отсутствие завершенности городской сети общественных пространств на уровне районов и дворов, порождающие большую антропогенную нагрузку на природно-рекреационную зону, существенный объем неблагоустроенных дворов и придомовых территорий.

Слабая степень благоустройства и пешеходных связей с прибрежными территориями, местная неразвитость культуры и инфраструктуры отдыха у воды.

Отсутствие пилотного проекта высокого уровня, задающего новые стандарты благоустройства и развития общественных пространств, отсутствие программы сетевого подхода к благоустройству, увязывающего городские и районные общественные пространства с дворами и придомовыми территориями, дефицит местных ресурсов и квалифицированных кадров для реализации программ.

Отсутствие программы реконструкции примыкающего к набережной самого Южного склона р. Белой, ориентированной на создание там открытого общественного пространства городского значения. Существование нескольких проектов, рассматривающих Южный склон как площадку для застройки многоэтажными жилыми домами с трассировкой улицами районного и городского значения

Качественная городская среда

Жилищно-коммунальное хозяйство

Высокий уровень коммунального благоустройства.

Высокий уровень эффективности затрат на ЖКХ.

Комплексность в коммунальном обустройстве.

Высокий уровень выполнения муниципальных программ по развитию ЖКХ.

Стабильность финансирования муниципальных программ ЖКХ.

Инженерная инфраструктура

Соответствие качества предоставляемых ресурсов и базовых услуг коммунальных систем жизнеобеспечения ЖКХ города стандартам потребления экономики и населения.

Отсутствие дефицита мощностей в системах ресурсо- и энергоснабжения города в части обеспечения текущих потребностей.

Рост надежности систем энергоснабжения города за счет применения передовых информационных технологий и проектных решений, в том числе с использованием собственных уникальных производств.

Транспортная инфраструктура

Удобное экономико-географическое положение на пересечении крупных транспортных магистралей федерального и регионального значения.

Развитая транспортная инфраструктура: транспортная система города представлена автомобильным, трамвайным, железнодорожным, трубопроводным транспортом.

Повышение конкурентоспособности транспортной отрасли и привлекательности транспорта как сферы бизнеса и инвестиций.

Благоустройство

Выгодное географическое расположение, климатические условия, богатая растительность.

Разнообразие рельефа.

Наличие рек и естественных водоемов.

Высокий уровень активности муниципальных органов власти в решении проблем.

Высокий уровень озеленения города.

Высокий уровень гражданской ответственности жителей в решении проблемы благоустройства.

Безопасность жизнедеятельности населения

Низкий уровень преступности.

Высокий уровень обеспечения пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах

Жилищно-коммунальное хозяйство

Высокий уровень физического и морального износа коммунальных сетей, оборудования ресурсо- и энергоснабжающих организаций.

Устойчивость сложившейся доли потерь в реализации тепла и воды, электроэнергии.

Большая доля в затратах на ЖКХ расходов на новое строительство в индивидуальном секторе.

Отставание в техническом уровне производства жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) от достигнутых показателей в развитых странах.

Инженерная инфраструктура

Высокий уровень физического и морального износа технических сооружений, а также коммунальных сетей и оборудования ресурсо- и энергоснабжающих организаций.

Слабая платежная дисциплина потребителей ресурсов и услуг ЖКХ города, приводящая к значительной дебиторской и кредиторской задолженностям организаций-поставщиков.

Недостаточная проработанность вопросов, связанных с определением наиболее перспективных направлений жилищного строительства, и, как следствие, ошибочность в оценках запланированных потребностей в ресурсах и базовых услугах коммунальных систем жизнеобеспечения города.

Транспортная инфраструктура

Перегруженность дорог, проблема дорожных пробок.

Неполный охват качественными транспортными услугами всех районов города.

Большой физический и моральный износ транспортного парка.

В городе недостаточно развиты экологичные виды транспорта, в частности, электротранспорт, троллейбусное движение, охватывающие все районы города.

Благоустройство

Недостаточность финансовых ресурсов.

Наличие значительных внутригородских различий в благоустройстве отдельных микрорайонов.

Низкий уровень обеспечения парковочными местами.

Недостаточная освещенность улиц и дворов.

Безопасность жизнедеятельности населения

Высокий уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

Эффективная и открытая власть

Рейтинговые позиции города по эффективности деятельности органов МСУ

Лидерские позиции г. Уфы среди городских округов республики по отдельным показателям эффективности деятельности органов МСУ за период 2010 - 2016 гг. (число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и др.).

Высокий рейтинг главы Администрации среди мэров крупных и средних городов.

Разработка и реализация в городе проектов, отмеченных Всероссийским советом муниципальных образований как лучшие муниципальные практики.

Высокая результативность деятельности Совета городского округа город Уфа РБ по законодательной инициативе, по качеству проектов муниципальных правовых актов.

Кадровый потенциал и кадровая политика в органах МСУ

Оптимальная структура персонала на муниципальной службе (по полу, возрасту, уровню образования и направлениям подготовки специалистов).

Информатизация муниципального управления

Хорошая структура и наполнение официальных сайтов Совета городского округа и Администрации городского округа, высокий уровень представленности данных органов МСУ в социальных сетях.

Использование онлайн инструментов при обращении в органы МСУ для Совета городского округа и Администрации и наличие достаточного круга каналов информирования населения органами МСУ.

Достаточный уровень использования информационных технологий органами МСУ и муниципальными учреждениями городского округа, направленных на информационно-коммуникационное облуживание различных сторон деятельности органов МСУ.

Муниципальные услуги

Высокий уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг.

Информационная открытость Администрации г. Уфы в сфере муниципальных услуг, популяризация получения услуг в электронном виде.

Взаимодействие с населением и институтами гражданского общества

Высокая активность Совета городского округа в проведении публичных слушаний: за период 2012 - 2017 гг. число проведенных публичных слушаний в г. Уфе выросло на 65% (с 20 до 33 ед.).

Низкая доля жалоб в Совет городского округа в общей структуре обращений граждан в представительный орган.

Разработка и реализация новых форм вовлечения и информирования граждан о деятельности органов МСУ (видеоролики о депутатах, интерактивные карты, карта избирательных округов, онлайн-трансляции заседаний и др.).

Доходный потенциал местного бюджета

Положительная динамика поступлений от налога на имущество физических лиц.

Лидерские позиции Уфы среди городов-миллионников по значимости неналоговых доходов при угрозе утери лидерства.

Расходная часть местного бюджета

Сохранение социальной направленности расходов местного бюджета при снижении доли этих расходов.

Качество управления муниципальными финансами

Улучшение рейтинга качества управления муниципальными финансами г. Уфы в 2016 - 2017 гг.

Рост финансовой поддержки развития инициативного бюджетирования в городе при невысокой активности населения в программе поддержки местных инициатив.

Высокие позиции города по эффектам плана мероприятий ("Дорожной карты") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов.

Положительная результативность реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами городского округа город Уфа Республики Башкортостан".

Управление муниципальной собственностью

Город Уфа - один из лидеров по вкладу доходов от использования муниципального имущества в объем общих доходов местного бюджета среди городов-миллионников (2-е место в 2017 г.).

Рост доходности объектов муниципального имущества, сдаваемых в аренду, в расчете на единицу площади

Рейтинговые позиции города по эффективности деятельности органов МСУ

Низкий рейтинг г. Уфы по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов МСУ - 6-е место в 2016 г. среди восьми городских округов республики.

Низкие конкурентные позиции города в рейтинге эффективности деятельности органов МСУ среди городских округов республики по отдельным показателям (доля детей, стоящих в очереди в детские сады; расходы бюджета на общее образование; обеспеченность парками культуры и отдыха и др.).

Низкий уровень удовлетворенности жителей г. Уфы деятельностью руководителей органов МСУ в 2017 гг. - последнее место среди городских округов республики со значением показателя в 65,6%.

Кадровый потенциал и кадровая политика в органах МСУ

Высокая загруженность муниципальных служащих г. Уфы в сравнении с другими городами-миллионниками на фоне невысокой регулярности обновления кадров.

Отсутствие разработанной и реализуемой в г. Уфе муниципальной программы по развитию муниципальной службы, приводящее к проблемам повышения квалификации муниципальных служащих.

Высокий уровень расходов местного бюджета на содержание работников органов МСУ в г. Уфе по сравнению с другими городскими округами РБ.

Невысокий уровень заработной платы работников органов МСУ по сравнению с другими городами-миллионниками.

Информатизация муниципального управления

Сложность в поиске информации на официальных сайтах отдельных органов МСУ г. Уфы.

Низкий уровень информационного межведомственного взаимодействия при принятии управленческих решений на уровне муниципалитета.

Отсутствие эффективных инструментов информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений как тактического, так и стратегического уровня.

Низкая степень внедрения безбумажных технологий обработки и хранения информации.

Муниципальные услуги

Низкая доля обращений через Единый и региональный порталы государственных и муниципальных услуг (функций), а также обращений через многофункциональные центры.

Взаимодействие с населением и институтами гражданского общества

Низкий уровень инициативы граждан в организации территориального общественного самоуправления в городе.

Невысокий уровень правотворческой инициативности граждан и представителей институтов гражданского общества.

Невысокий уровень развития инициативного бюджетирования в рамках реализации Программы поддержки местных инициатив.

Доходный потенциал местного бюджета

Положительная динамика в дифференциации доходов бюджета и значительный рост значимости доходов от имущества.

Инфляционный характер роста доходов бюджета при фактическом снижении реальных доходов.

Значительный рост финансовой зависимости бюджета и снижение доли налоговых и неналоговых доходов.

Значительное ухудшение ситуации с налоговыми доходами.

Недоиспользование потенциала местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц), низкие показатели собираемости местных налогов.

Сохранение дефицитности городского бюджета.

Расходная часть местного бюджета

Изменение структуры расходов городского бюджета в сторону значительного роста расходов на обслуживание муниципального долга (3,6 раза в сопоставимых ценах) и национальную экономику.

Высокая доля программных расходов.

Качество управления муниципальными финансами

Наличие нарушений бюджетного законодательства.

Низкие значения Уфы по показателям результативности по доходной части местных бюджетов.

Высокий уровень муниципального долга г. Уфы.

Управление муниципальной собственностью

Снижение площадей объектов нежилого фонда и земельных участков, предоставляемых в аренду.

Отставание темпов роста доходов от использования муниципального имущества от динамики налоговых и неналоговых доходов.

Ухудшение основных показателей финансового состояния большинства МУП города