2.2. Сценарии развития на период до 2030 года
Обозначенные стратегические приоритеты развития города Уфы на период до 2030 г. формируются с учетом стратегических ориентиров развития Республики Башкортостан и Российской Федерации в целом. В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан в рамках разработки Стратегии были учтены:
- целевые ориентиры Указа Президента РФ N 204 от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, послания Главы Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан;
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (одобрен распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2018 года N 1034-р), Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды (одобрены распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2018 года N 847-р);
- параметры Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года и других документов стратегического развития федерального и регионального уровней;
- прогнозные оценки социально-экономического развития г. Уфы, представленные Администраций ГО г. Уфа Республики Башкортостан.
Прогнозные условия в области внешнеэкономической конъюнктуры и тенденций развития мировой экономики базируются на оценках Министерства экономического развития Российской Федерации. Расчет показателей в рамках разработанной модели производился с учетом динамики индекса потребительских цен, основанной на анализе указанных документов.
Реализация Стратегии социально-экономического развития г. Уфы направлена на достижение целевых индикаторов, установленных Указом Президента РФ N 204 от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. Для анализа итогов социально-экономического развития города были определены более 80 количественно измеримых показателей. Показатели характеризуют демографические процессы, происходящие в г. Уфе, развитие производственной сферы города, розничной торговли, процессы, происходящие на рынке труда, в сферах образования, здравоохранения, культуры, изменение величины и структуры доходов и расходов населения, развитие городского хозяйства, системы муниципального управления, формирование и расходование бюджета г. Уфы и т.д. Достижение целевых ориентиров определяется совокупностью внутренних и внешних факторов. Для учета нестабильности и вероятностного характера изменения параметров макросреды, а также иных сопутствующих рисков в рамках разработки Стратегии рассмотрены различные сценарии развития города. В рамках формирования целостного представления о будущем состоянии г. Уфы разработан прогноз, основанный на комплексном учете объективных показателей и отражении взаимовлияния различных элементов муниципальной системы, построенной на применении специально разработанной экономико-математической модели. Модель позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными сферами жизнедеятельности города и увязать между собой предлагаемые мероприятия и целевые индикаторы развития г. Уфы.
Исходя из параметров Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года и Прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочный период до 2035 года выделены три наиболее вероятных сценария долгосрочного развития г. Уфы - консервативный, умеренно-оптимистичный и целевой сценарии (рис. 2.3).
Рисунок 2.3. Вероятные сценарии долгосрочного развития г. Уфы
1. Консервативный (инерционный) сценарий базируется на сохранении сложившихся к началу рассматриваемого периода тенденций развития по основным социально-экономическим показателям и определяющим их факторам. Параметры внешней среды соответствуют консервативному варианту развития Республики Башкортостан, отраженному в указанных ранее документах. Прогноз основывается на умеренных оценках темпов социально-экономического развития, вызванных как неблагоприятными внешними факторами, так и общим замедлением темпов роста экономики Российской Федерации, и соответствует консервативному варианту развития Республики Башкортостан.
2. Умеренно-оптимистичный сценарий является отражением наиболее вероятных тенденций развития макроэкономической ситуации, предполагает сохранение ключевых условий функционирования города. Параметры внешней среды определяются исходя из базового варианта развития Республики Башкортостан.
3. Целевой сценарий (опережающего развития) городского округа отражает вариант социально-экономического развития города, выработанный в процессе разработки и обсуждения Стратегии со всеми заинтересованными сторонами, органами государственной власти и местного самоуправления с учетом целей и задач долгосрочного развития, а также внутренних условий его развития, определяемых тенденциями и факторами развития социально-экономических процессов на территории г. Уфы, выявленных в рамках анализа. Данный сценарий характеризуется улучшением макроэкономических параметров и учитывает формирование благоприятных условий.
Факторами формирования сценариев явились как внешние (динамика социально-экономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации), так и внутренние (динамика инвестиций в основной капитал, темпы роста заработной платы, бюджетная политика) параметры.