Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 года (с изменениями на 23 декабря 2020 года)


1.4. Анализ социально-экономического и пространственного развития сопредельных с городским округом город Уфа Республики Башкортостан муниципальных образований в рамках агломерации


Под Уфимской агломерацией понимается городской округ г. Уфа и сопредельные с ней муниципальные образования, характеризующиеся многообразными интенсивными связями (производственными, коммунально-хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными), а также совместным использованием данного ареала и его ресурсов.


Анализ социально-экономического и пространственного развития сопредельных с городским округом город Уфа Республики Башкортостан муниципальных образований проводился по следующим направлениям: 1) особенности расселения населения; 2) демографические и миграционные процессы; 3) инвестиции и производственная структура экономики; 4) социальная сфера и социальная инфраструктура.


Особенности системы расселения


Моноцентрический характер Уфимской агломерации при отсутствии достаточного уровня связанности и густоты дорожной сети приводит к диспропорциям в плотности населения, плотности застройки.


На основе учета транспортной доступности, интенсивности маятниковой миграции, плотности расселения спутниковую зону города-ядра Уфы можно разделить на два пояса (табл. 1.4.1).



Таблица 1.4.1


Территориальное расселение в Уфимской агломерации на 01.01.2017

Муниципальное образование (МО)

Количество городов, пгт.

Площадь, кв. км

Численность населения, чел.

Плотность, чел./кв. км

всего

городского

сельского

Ядро агломерации

г. Уфа

1

707,93

1126098

1126098

0

1590,7

I пояс

Благовещенский

1

2259,24

49380

34955

14425

21,86

Иглинский

-

2455,88

60777

0

60777

24,75

Кармаскалинский

-

1750,88

50319

0

50319

28,74

Кушнаренковский

-

1717,77

27074

0

27074

15,76

Уфимский

-

1598,77

87798

0

87798

54,92

Чишминский

1

1823,77

52607

22408

30199

28,85

Всего

2

11606,31

327955

57363

270592

28,26

II пояс

Архангельский

-

2421,45

17630

0

17630

7,28

Благоварский

-

1688,15

25423

0

25423

15,06

Нуримановский

-

2511,84

20353

0

20353

8,10

Всего

-

6621,44

63406

0

63406

9,58

Итого по агломерации

3

18981,45

1517459

1183461

333998

79,94


Внутреннюю зону Уфимской агломерации образуют 6 муниципальных районов (Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Уфимский, Кушнаренковский и Чишминский), характеризующихся относительно высокой плотностью, связанных с городом-ядром тесными производственными связями и удобным транспортным сообщением. Транспортная доступность от центров указанных районов до г. Уфы составляет не более часа.


Внешнюю зону агломерации формируют районы с более низкой плотностью населения и низкой густотой дорожной сети, меньшей долей загородного населения среди работающих. Открытые пространства районов значительно превосходят по площади застроенные территории, расстояние от их административных центров до г. Уфы можно преодолеть в пределах 1,5 часа. К ним относятся Архангельский, Нуримановский и Благоварский районы.


Уфимская агломерация в настоящее время занимает территорию с наивысшей концентрацией населения в пределах республики. Плотность населения здесь превышает плотность в Республике Башкортостан (79,94 и 28,43 чел./кв. км соответственно), внутри агломерации наблюдается сильная дифференциация (от 1590,7 чел./кв. км в г. Уфе до 7,28 чел./кв. км в Архангельском районе).


Связанность городского пространства является ключевым фактором роста агломерации, повышения ее межрегиональной конкурентоспособности, увеличения стоимости земельных участков, жилых и общественно-деловых помещений, развития рынка земли и недвижимости города и агломерации в целом. Транспортная система агломерации должна характеризоваться как внутренней связанностью, так и наличием внешних связей, интегрирующих ее территорию и экономику в систему макрорегиональных и международных транспортных систем.


Однако постоянное усиление конкурентных преимуществ соседних урбанизированных территорий Приволжья/Урала, занимающих активную и заинтересованную позицию, а также слабая интеграция Уфимской агломерации в международную и федеральную транспортную и логистическую систему приводят к ухудшению инвестиционного климата в республике и городском округе.


На сегодняшний день республика в целом и Уфа в частности остались вне перспективных скоростных транспортных коридоров: скоростной международный транспортный коридор (СМТК) "Запад-Восток" проходит севернее; международный автодорожный маршрут "Европа-Западный Китай", планировавшийся к прохождению по территории республики с юго-запада (Бавлы-Кумертау), изыскивается вне территории республики. Единственный федеральный транспортный коридор, пока еще не отмененный по территории республики, - это "Юго-Западная хорда", проходящая по северной части республики.