1.4. Анализ социально-экономического и пространственного развития сопредельных с городским округом город Уфа Республики Башкортостан муниципальных образований в рамках агломерации
Под Уфимской агломерацией понимается городской округ г. Уфа и сопредельные с ней муниципальные образования, характеризующиеся многообразными интенсивными связями (производственными, коммунально-хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными), а также совместным использованием данного ареала и его ресурсов.
Анализ социально-экономического и пространственного развития сопредельных с городским округом город Уфа Республики Башкортостан муниципальных образований проводился по следующим направлениям: 1) особенности расселения населения; 2) демографические и миграционные процессы; 3) инвестиции и производственная структура экономики; 4) социальная сфера и социальная инфраструктура.
Особенности системы расселения
Моноцентрический характер Уфимской агломерации при отсутствии достаточного уровня связанности и густоты дорожной сети приводит к диспропорциям в плотности населения, плотности застройки.
На основе учета транспортной доступности, интенсивности маятниковой миграции, плотности расселения спутниковую зону города-ядра Уфы можно разделить на два пояса (табл. 1.4.1).
Таблица 1.4.1
Территориальное расселение в Уфимской агломерации на 01.01.2017
Муниципальное образование (МО) | Количество городов, пгт. | Площадь, кв. км | Численность населения, чел. | Плотность, чел./кв. км | ||
всего | городского | сельского | ||||
Ядро агломерации | ||||||
г. Уфа | 1 | 707,93 | 1126098 | 1126098 | 0 | 1590,7 |
I пояс | ||||||
Благовещенский | 1 | 2259,24 | 49380 | 34955 | 14425 | 21,86 |
Иглинский | - | 2455,88 | 60777 | 0 | 60777 | 24,75 |
Кармаскалинский | - | 1750,88 | 50319 | 0 | 50319 | 28,74 |
Кушнаренковский | - | 1717,77 | 27074 | 0 | 27074 | 15,76 |
Уфимский | - | 1598,77 | 87798 | 0 | 87798 | 54,92 |
Чишминский | 1 | 1823,77 | 52607 | 22408 | 30199 | 28,85 |
Всего | 2 | 11606,31 | 327955 | 57363 | 270592 | 28,26 |
II пояс | ||||||
Архангельский | - | 2421,45 | 17630 | 0 | 17630 | 7,28 |
Благоварский | - | 1688,15 | 25423 | 0 | 25423 | 15,06 |
Нуримановский | - | 2511,84 | 20353 | 0 | 20353 | 8,10 |
Всего | - | 6621,44 | 63406 | 0 | 63406 | 9,58 |
Итого по агломерации | 3 | 18981,45 | 1517459 | 1183461 | 333998 | 79,94 |
Внутреннюю зону Уфимской агломерации образуют 6 муниципальных районов (Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Уфимский, Кушнаренковский и Чишминский), характеризующихся относительно высокой плотностью, связанных с городом-ядром тесными производственными связями и удобным транспортным сообщением. Транспортная доступность от центров указанных районов до г. Уфы составляет не более часа.
Внешнюю зону агломерации формируют районы с более низкой плотностью населения и низкой густотой дорожной сети, меньшей долей загородного населения среди работающих. Открытые пространства районов значительно превосходят по площади застроенные территории, расстояние от их административных центров до г. Уфы можно преодолеть в пределах 1,5 часа. К ним относятся Архангельский, Нуримановский и Благоварский районы.
Уфимская агломерация в настоящее время занимает территорию с наивысшей концентрацией населения в пределах республики. Плотность населения здесь превышает плотность в Республике Башкортостан (79,94 и 28,43 чел./кв. км соответственно), внутри агломерации наблюдается сильная дифференциация (от 1590,7 чел./кв. км в г. Уфе до 7,28 чел./кв. км в Архангельском районе).
Связанность городского пространства является ключевым фактором роста агломерации, повышения ее межрегиональной конкурентоспособности, увеличения стоимости земельных участков, жилых и общественно-деловых помещений, развития рынка земли и недвижимости города и агломерации в целом. Транспортная система агломерации должна характеризоваться как внутренней связанностью, так и наличием внешних связей, интегрирующих ее территорию и экономику в систему макрорегиональных и международных транспортных систем.
Однако постоянное усиление конкурентных преимуществ соседних урбанизированных территорий Приволжья/Урала, занимающих активную и заинтересованную позицию, а также слабая интеграция Уфимской агломерации в международную и федеральную транспортную и логистическую систему приводят к ухудшению инвестиционного климата в республике и городском округе.
На сегодняшний день республика в целом и Уфа в частности остались вне перспективных скоростных транспортных коридоров: скоростной международный транспортный коридор (СМТК) "Запад-Восток" проходит севернее; международный автодорожный маршрут "Европа-Западный Китай", планировавшийся к прохождению по территории республики с юго-запада (Бавлы-Кумертау), изыскивается вне территории республики. Единственный федеральный транспортный коридор, пока еще не отмененный по территории республики, - это "Юго-Западная хорда", проходящая по северной части республики.