Недействующий

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2014 N 569 "Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы" (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2021 N 1285)


4.1. Право на жизнь, на физическую и психическую неприкосновенность


К числу неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Татарстан относят право каждого на жизнь, защиту своей чести и доброго имени, право на личную неприкосновенность, исключающее незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека и, соответственно, не допускающее насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.


В силу приведенных положений каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинства личности, подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод независимо от фактического социального положения, закрепление данных принципов предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности.


В Республике Татарстан еще в недавнем прошлом констатировались отдельные посягательства на эти права - были выявлены случаи жестокого обращения при содержании под стражей, отмечены факты объявления в спецучреждениях голодовки, демонстративного нанесения увечий обвиняемыми и осужденными самим себе.


Недостаточная профилактическая работа со спецконтингентом сказывается на деятельности спецучреждений, данные происшествия могут быть свидетельством внутренних конфликтов между гражданами и администрацией учреждения. Подобные обстоятельства не способствуют принципам исправления осужденных, заложенным в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, формированию у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированию правопослушного поведения.


Несмотря на то, что предпринимаются меры, направленные на устранение трудностей, связанных с финансовым обеспечением спецучреждений, проводится работа по улучшению условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, решение некоторых проблем зависит от человеческого фактора: обеспечения процессуальных прав заключенных, обучения персонала учреждений, обеспечивающих содержание под стражей, создания условий для изменения к лучшему отношения к заключенным.


Учитывая, что соблюдение и защита физической и психической неприкосновенности человека составляют первоочередную обязанность государства, а наиболее уязвимыми и подверженными риску плохого обращения являются лишенные свободы люди, распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, одной из целей которой является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, развитие системы постпенитенциарной помощи таким лицам, гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.


В 2008 году введен и активно действует институт общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, установивший правовые основы вовлечения гражданского общества в процесс мониторинга мест заключения, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.


Повышенное внимание должно уделяться процессу ресоциализации осужденных. Учитывая, что воспитание в пенитенциарном учреждении является важным средством, способствующим возвращению осужденных в общество, необходимо обеспечить всем заключенным доступ к образованию, включая базовое, профессиональной подготовке, культурно-творческой деятельности с учетом их возраста, к социально-экономической и культурной среде.


Обращает на себя внимание проблема иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, содержащихся длительные сроки в специальных приемниках и спецучреждении Министерства внутренних дел по Республике Татарстан. В связи с этим представляется необходимым активизировать взаимодействие Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и судейского сообщества в организации работы по принудительному административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.


Важное значение должно придаваться правовому просвещению сотрудников органов внутренних дел и сотрудников уголовно-исполнительной системы, в том числе курсантов и слушателей специализированных образовательных организаций, в области соблюдения прав и свобод человека в целях повышения их профессионального уровня, правового сознания и культуры, для воспитания уважения к правам граждан, что будет способствовать росту авторитета и завоеванию доверия со стороны населения.