Недействующий

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2014 N 569 "Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы" (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2021 N 1285)


3.3. Соблюдение прав человека в сфере миграционных отношений


В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, изданной в 2012 году, подчеркивается, что миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии страны. Согласно данной Концепции Россия является иммиграционной страной, предусматривается создание дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции.


Внешняя и внутренняя миграция в мире значительно усиливается на протяжении последних двух десятилетий. По данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), наиболее динамичный рост демонстрирует миграция по экономическим причинам: поиск работы, лучших условий жизни, экономических и социальных возможностей по сравнению со странами исхода иностранных граждан.


Республика Татарстан, как и Россия в целом, в последние годы столкнулась с резким ростом числа иностранных граждан. Данная ситуация обусловлена тем, что Республика Татарстан как один из наиболее экономически развитых и многоконфессиональных субъектов Российской Федерации является привлекательным регионом для иностранных граждан из стран ближнего зарубежья.


Миграция несет во многом положительные аспекты для Республики Татарстан, она в определенной степени поддерживает благоприятный уровень возрастного состава населения республики, компенсирует естественную убыль населения и обеспечивает увеличение числа жителей республики. Трудовая миграция способствует удовлетворению текущей потребности республики в трудовых ресурсах, которая работниками из числа местного населения не обеспечивается.


Существующие же вакансии на рынке труда республики в большей степени ориентированы на низкоквалифицированную рабочую силу. Эта потребность в трудовых ресурсах компенсируется за счет трудовых иностранных граждан.


Наряду с положительными, существуют определенные отрицательные аспекты миграции: проблемы, связанные с условиями труда, проживания, медицинским и социальным обеспечением иностранных граждан, низким уровнем образования мигрантов и низкой санитарной культурой. Прослеживается тенденция, в соответствии с которой среди иностранных граждан преобладают все более молодые люди, с низким уровнем образования, практически не владеющие русским языком и не имеющие жизненного опыта, элементарных навыков пребывания в городской среде, культуры поведения в обществе.


Соблюдение баланса интересов и прав местного населения и трудовых иностранных граждан является важной задачей для исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан. Необходимо отслеживать обоснованность запроса квот со стороны работодателей и возможность привлечения местных работников при переобучении и повышении оплаты труда по существующим на рынке труда вакансиям до средней в регионе.


Требуют серьезной проработки вопросы создания условий труда, соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам, и вопросы безопасности на рабочих местах трудовых иностранных граждан. Условия труда по причине согласия иностранных граждан на полулегальные и нелегальные условия зачастую не соответствуют установленным законодательством требованиям. Существуют проблемы и своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы трудовым иностранным гражданам, а также продолжительности рабочего дня и рабочей недели в целом.


Следует признать, что иностранные граждане из стран Центральной Азии встречаются с серьезными культурными и языковыми барьерами, административными и законодательными ограничениями, препятствующими доступу к услугам социальных служб, образования и здравоохранения.


Процесс миграции оказывает существенное влияние на здоровье как самих иностранных граждан, так и коренного населения региона, принимающего их. Основная масса мигрантов прибывает из эндемических по вирусным гепатитам, брюшному тифу, туберкулезу стран Центральной Азии. С 2003 года для получения разрешения на работу иностранные граждане должны проходить медицинское освидетельствование на потребление наркотических и психотропных веществ, инфекционные заболевания, вошедшие в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Правительством Российской Федерации (ВИЧ-инфекция, лепра, туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем).


В сложившейся ситуации приобретает актуальность вопрос совершенствования законодательства в сфере миграции, в том числе в части создания системы медицинского страхования трудовых иностранных граждан, которая будет способствовать обеспечению доступности лечебно-профилактических услуг для данной категории на территории России и предупреждению распространения заболеваний, опасных для окружающих.


Требуют пристального внимания вопросы организации работы центров временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации. Зачастую лица, подлежащие депортации, содержатся в учреждении закрытого типа по 8 - 12 месяцев, ожидая решения судов и не имея возможности получения элементарной юридической, языковой поддержки, помощи в восстановлении документов.


Сегодня в обществе в связи с миграцией формируются отрицательные тенденции, такие как "усталость" общества от большого потока трудовых мигрантов, рост негативного отношения к иностранным гражданам, неприятие чужой культуры, нарастание нелегальных миграционных потоков, а также увеличение числа правонарушений, совершаемых иностранными гражданами.


Проблемы интеграции и адаптации трудовых иностранных граждан в Республике Татарстан, как и в других регионах, связаны с тем, что вследствие незнания действующего законодательства принимающей страны, своих прав и обязанностей иностранные граждане потенциально уязвимы в плане дискриминации и эксплуатации. При этом правовое просвещение иностранных граждан законодательством не предусмотрено и частично реализуется благодаря совместным проектам социально ориентированных некоммерческих и государственных организаций, таким как "Профилактика социально негативных явлений, расширение доступа к медикосоциальным услугам трудовых иностранных граждан и связанных с ними групп".