Недействующий

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2014 N 569 "Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы" (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2021 N 1285)


8.1. Образование и правовое просвещение граждан


Уровень социально-экономического развития общества находится в непосредственной зависимости от качества и эффективности образования населения.


Модернизация системы образования позволит эффективно решать такие задачи, как оздоровление современного духовного состояния общества, формирование у детей и молодежи гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, доброжелательности и взаимном уважении, повышение духовной и нравственной культуры общества, поощрение интереса личности к знанию своих прав, свобод и обязанностей, а также возможности их защиты.


Первоочередной задачей проводимых реформ в сфере образования является расширение доступа ко всем уровням образования и улучшение качества обучения. В Республике Татарстан создана и функционирует сеть образовательных организаций, позволяющая удовлетворять образовательные запросы общества.


В организации и обеспечении эффективного функционирования образовательного процесса в республике в настоящее время первоочередными задачами являются развитие материально-технической базы образовательных организаций, развитие вариативных форм дошкольного образования и поддержка негосударственных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечение доступа детей к качественным образовательным услугам на родном языке, расширение доступа к профессионально-техническому, профессиональному, высшему образованию путем укрепления инфраструктуры образования, информатизация образовательных организаций, развитие идей электронного образования и научно-технического творчества детей и молодежи.


В республике осуществляются мероприятия по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях знаний, культуры и спорта. Для решения данной задачи необходимо создание условий для реализации особых образовательных запросов одаренных детей независимо от места проживания и сферы одаренности, поддержка и развитие образовательных организаций, специализирующихся на работе с одаренными детьми, формирование и обновление регионального банка одаренных детей, обеспечение работы профильных смен и лагерей для одаренных детей.


Важнейшей задачей на современном этапе является создание условий для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).


Модернизация системы образования обуславливает необходимость совершенствования процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников системы образования, обеспечивающего рост профессиональной компетентности. Необходимо поддерживать наметившуюся позитивную тенденцию по увеличению удельного веса молодых педагогов в общей численности педагогических работников.


Построение правового государства и развитие гражданского общества невозможно без правового просвещения. Знание своих прав - одна из фундаментальных гарантий их соблюдения. Деятельность по правовому обучению (образованию) в области прав человека является важнейшим направлением образовательного процесса. Обучение правам человека осознается в качестве приоритетного направления как государствами, так и международными политическими, гуманитарными и образовательными организациями, в первую очередь, ООН, ЮНЕСКО.


Положение с правами человека в Республике Татарстан в области образования характеризуется заметным прогрессом в части создания нормативной правовой базы, однако обеспечение эффективного соблюдения прав человека по-прежнему остается задачей, требующей особого внимания. Правовая культура является той частью культуры народа, которая определяет качество правовой жизни общества, поведение социальных групп, ответственных должностных лиц, каждого индивида, а также степень гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод граждан. В этом отношении необходимо объединение усилий академической среды, гражданского общества и государственных структур, с тем чтобы обеспечить последовательность и стабильность процесса образования и правового информирования населения.


Развитие правовой культуры представляется возможным только через систему непрерывного правового просвещения, задачей которой является создание удобного и понятного для граждан информационного пространства, позволяющего своевременно узнавать об изменениях в законодательной базе страны и региона и адекватно на них реагировать.


Сегодня права человека в качестве самостоятельной дисциплины должны изучаться как на общеобразовательном, так и на профессиональном образовательных уровнях. Основными целями преподавания этой дисциплины является повышение правовой культуры, правосознания людей (прежде всего, молодежи), формирование у них гуманистического мировоззрения, глубокого понимания своих прав и прав других людей, умения их защищать в судебных и других учреждениях. Реализации этих целей могло бы способствовать решение следующих задач:


оценка образовательных программ высшего образования с точки зрения прав человека и приведение их в соответствие с принципами и международными стандартами прав человека и гуманистических ценностей;


продвижение демократических ценностей и международных стандартов в области прав человека в образовательных организациях;


расширение сферы обучения правам человека в республике путем создания специальных курсов для педагогических работников образовательных организаций в целях последующего обучения ими обучающихся основам прав человека;