Недействующий

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2014 N 569 "Об утверждении Стратегии по правам человека в Республике Татарстан на 2014 - 2018 годы" (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2021 N 1285)


6.2. Охрана водных ресурсов


Конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду не могут быть гарантированы без рационального использования и охраны водных ресурсов. Водные ресурсы - это индикатор экологического благополучия любой территории, от их объема, состояния и режима зависят растительный и животный мир, климатические явления, погодные условия и динамические процессы биосферы.


Запасы поверхностных и подземных вод Республики Татарстан, их качество являются жизне- и средообразующей составляющей, определяющей социальное, экономическое и экологическое благополучие, в этой связи вопросы комплексного использования, охраны и восстановления водных ресурсов республики относятся к числу приоритетных государственных задач, решение которых является неотъемлемой частью обеспечения национальной безопасности Республики Татарстан.


Водные ресурсы республики характеризуются наличием разветвленной речной сети, принадлежащей бассейну реки Волги. На территории республики насчитывается более 4000 малых и средних рек, более 8000 крупных и мелких озер, около 4000 родников и более 7375 болот. В республике функционируют четыре крупных водохранилища - Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское и Карабашское. Общая площадь водной поверхности республики составляет 4400 кв. километров, или 6,4 процента всей территории республики.


Поверхностные водные объекты были и остаются основным источником воды в Республике Татарстан, обеспечивающим до 80 процентов потребности населения. Эти же водные объекты являются приемником сточных вод. В последние годы прослеживается устойчивое снижение объемов забора и использования поверхностных и подземных вод.


Основными причинами ненадлежащего состояния водных объектов на территории Республики Татарстан являются низкая эффективность работы очистных сооружений, транзит загрязняющих веществ с сопредельных территорий, нарушение режима хозяйствования в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов, в том числе в связи с недостаточной развитостью системы государственного мониторинга водных объектов.


Обеспечению специального режима использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Республики Татарстан, будет способствовать проведение работ по определению и установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Необходимо соблюдение собственниками земельных участков, владельцами и пользователями правового режима земель исходя из их принадлежности к такой категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Ужесточение режима использования земельных участков, расположенных в прибрежных защитных полосах водных объектов, может быть обеспечено посредством законодательного закрепления запрета строительства в таких зонах объектов гражданского и промышленного строительства.


Охрана и рациональное использование водных ресурсов будет обеспечиваться осуществлением следующих приоритетных природоохранных мероприятий:


модернизация, реконструкция, капитальный ремонт, проектирование, строительство водопроводных и канализационных сооружений (очистных сооружений), сетей на территории хозяйствующих субъектов, а также в жилищно-коммунальном секторе;


модернизация, реконструкция, капитальный ремонт, проектирование, строительство распределительных водоподающих сетей, мелиоративных систем (оросительные сети) и гидротехнических сооружений;


очистка и благоустройство водоемов, родников;


приобретение наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды;


внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в промышленности и сельском хозяйстве;


организация и очистка поверхностного стока с селитебных территорий и промышленных площадок хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций), включая жилищно-коммунальный сектор;


обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, включая подземные, и водоохранных зон водных объектов (установка мусорных контейнеров, специальных знаков и т.д.);