Конституционное закрепление гарантий в сфере труда, в том числе права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, обуславливает необходимость проведения активной государственной политики, направленной на создание определенного уровня и качества жизни граждан, обеспечивающих их достойную жизнь и свободное развитие.
Обязанности по принятию в качестве одной из главных целей достижение и поддержание по возможности высокого и стабильного уровня занятости, эффективной защиты права работника зарабатывать себе на жизнь установлены Европейской социальной хартией, ратифицированной Российской Федерацией.
Вопросам сферы трудовых правоотношений как одного из показателей качества жизни, в том числе обеспечения соблюдения трудовых прав работников, в Республике Татарстан уделяется пристальное внимание.
Среди положительных тенденций 2017 года следует отметить продолжающийся рост заработной платы. В целом по республике заработная плата за 2017 год составила 32 418,9 рубля (за январь - июль 2018 года - 33 929,1 рубля) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 6,2 процента (за январь - июль 2018 года на 8,6 процента). Реальная заработная плата за этот период увеличилась на 3,3 процента (в 2018 г. на 6,4 процента).
Необходимо отметить, что среди регионов Приволжского федерального округа Республика Татарстан занимает одно из лидирующих мест также и по размеру заработной платы.
Вместе с тем проблема несвоевременной выплаты заработной платы остается актуальной на протяжении нескольких лет. Статистические данные показывают, что ежегодно задолженность работодателей республики перед несколькими тысячами работников составляет десятки миллионов рублей.
Судебные инстанции, органы прокуратуры и другие контрольно-надзорные органы вносят значительный вклад в защиту трудовых прав граждан. Однако их усилия недостаточны. Более активную позицию по выявлению недобросовестных работодателей должны занимать территориальные межведомственные комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов. На особом контроле должны находиться работодатели, допускающие увеличения размера задолженности по заработной плате. На решение данной проблемы направлены совместные усилия органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, правоохранительных и контрольно-надзорных органов и общественных организаций и объединений.
Наряду с несвоевременной выплатой заработной платы, продолжают выявляться и другие нарушения трудовых прав граждан, в том числе несоблюдение требований законодательства о минимальном размере оплаты труда, применение "натуральной" оплаты труда, нарушение установленных требований при оформлении трудовых договоров. Имеют место случаи незаконных увольнения и отказа в приеме на работу лиц, в том числе имевших или имеющих судимость. Не устранена чрезмерная дифференциация в оплате труда работников между секторами экономики.
Несмотря на то, что требования трудового законодательства не дифференцированы для различных категорий работодателей, в первую очередь необходимо принять меры, направленные на снижение количества нарушений трудовых прав граждан в коммерческих организациях. Необходимо более активное привлечение работодателей коммерческого сектора к разработке предложений по вопросам соблюдения прав человека на рынке труда городскими и районными межведомственными комиссиями по повышению уровня жизни и легализации доходов.
В условиях высокого уровня задолженности работодателей-должников по уплате взносов по видам обязательного страхования важным направлением в защите трудовых прав граждан должны стать меры по преодолению "серого" рынка труда. Необходимо выработать практики противодействия использованию способов минимизации уплаты страховых взносов и схем ухода от обложения путем замены части заработной платы различными видами компенсационных выплат, применению практик перевода работников в статус индивидуальных предпринимателей, отказов в надлежащем оформлении трудовых отношений.
Необходима выработка механизмов защиты трудовых прав граждан от недобросовестных действий при ликвидации организаций-работодателей, в том числе путем законодательных инициатив.