Действующий

О Лесном плане Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 - 2028 годы



Таблица 27



Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, тыс. т

Муниципальные образования

Количество объектов, единиц

Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ

В том числе

твердые вещества

газообразные и жидкие вещества

2016 г.

2017 г.

отношение 2017 г. к 2016 г., %

2016 г.

2017 г.

отношение 2017 г. к 2016 г., %

2016 г.

2017 г.

отношение 2017 г. к 2016 г., %

Всего

1115

1427,991

1412,381

98,9

58,145

57,715

99,3

1369,845

1354,666

98,9

г. Ханты-Мансийск

34

1,518

1,178

77,5

0,023

0,064

273,9

1,495

1,114

74,4

г. Когалым

33

1,847

1,329

72

0,072

0,067

91,7

1,776

1,263

71,1

г. Лангепас

28

7,814

12,464

159,5

0,393

0,439

111,5

7,42

12,025

162

г. Мегион

23

7,594

6,694

88,1

0,022

0,011

50

7,572

6,683

88,2

г. Нефтеюганск

71

2,013

2,278

113,2

0,056

0,048

85,7

1,956

2,23

114

г. Нижневартовск

109

8,403

10,868

129,3

0,717

1,152

160,5

7,686

9,716

126,4

г. Нягань

21

7,612

7,67

100,8

0,102

0,053

52

7,51

7,617

101,4

г. Покачи

20

1,095

1,137

103,8

0,02

0,02

95

1,075

1,117

103,9

г. Пыть-Ях

32

8,948

7,087

79,2

0,397

0,296

74,3

8,551

6,792

79,4

г. Радужный

24

0,636

0,721

113,4

0,019

0,015

78,9

0,617

0,706

114,3

г. Сургут

110

53,795

48,147

89,5

0,325

0,278

85,2

53,47

47,869

89,5

г. Урай

29

3,416

7,015

205,4

0,27

0,532

197

3,146

6,483

206

г. Югорск

26

12,483

27,021

216,5

0,014

0,014

92,9

12,469

27,007

216,6

Белоярский район

34

95,675

144,354

150,9

0,217

0,503

231,3

95,458

143,851

150,7

Березовский район

39

62,271

43,609

70

0,142

0,497

350

62,129

43,112

69,4

Кондинский район

37

14,124

12,361

87,5

0,644

0,568

88,2

13,479

11,793

87,5

Нефтеюганский район

78

168,064

166,67

99,2

7,296

7,128

97,7

160,768

159,543

99,2

Нижневартовский район

110

389,487

352,236

90,4

19,184

17,354

90,5

370,303

334,882

90,4

Октябрьский район

63

86,147

118,744

137,8

1,71

2,697

157,7

84,437

116,047

137,4

Советский район

39

37,687

40,768

108,2

1,18

1,083

91,7

36,507

39,686

108,7

Сургутский район

95

309,569

274,17

88,6

17,929

16,972

94,7

291,639

257,198

88,2

Ханты-Мансийский район

60

125,785

125,859

100,1

7,364

7,926

107,6

118,421

117,932

99,6


По муниципальным образованиям автономного округа наибольшие выбросы загрязняющих веществ наблюдались в Белоярском, Нижневартовском, Сургутском и Нефтеюганском районах. На их долю пришлось 66,4% от всех выбросов (таблица 27).


Среди городов автономного округа максимальный объем приходится на г. Сургут (3,4% от всех выбросов округа), наименьший - на г. Радужный (около 0,05%).


Состояние воздушного бассейна определяется в основном выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, на долю которых приходится 90% от валовых выбросов автономного округа. Основными стационарными источниками в населенных пунктах являются котельные и коммунальные хозяйства, на лицензионных участках - трубы печей и факела.


По видам экономической деятельности наибольший вклад в общий объем выбросов загрязняющих веществ вносит "добыча полезных ископаемых", на долю которой за период 2013 - 2017 годов приходится 70 - 80% выбросов, далее следует "транспортировка и хранение" - 15 - 20%.


Такие виды экономической деятельности как "обрабатывающие производства" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" вносят соответственно 0,7 - 2,0% и 3,5 - 6,5% загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников на территории автономного округа.


Таким образом, основной вклад в выбросы от стационарных источников приносит добывающая промышленность автономного округа (главным образом нефтегазовая). На текущий момент по результатам государственного экологического мониторинга отмечено улучшение состояния атмосферного воздуха в автономном округе.


Леса автономного округа обладают большим экологическим потенциалом. Наибольшей экологической ценностью являются спелые и перестойные смешанные хвойно-лиственные леса с большим количеством разнообразных экотопов.


Экологический потенциал лесов - это совокупная эффективность экологических функций леса. Основной задачей ведения лесного хозяйства является сохранение средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.


Экологический потенциал лесов можно выразить как сумму отдельных полезностей леса: кислородопродуктивность, ассимиляция углекислоты, поглощение вредных газов и осаждение твердых промышленных выбросов, выделение биологически активных веществ - фитонцидов, водоохранная и водорегулирующая роль, рекреационное использование.


Санитарно-оздоровительный потенциал лесов связан с их способностью служить барьером для загрязнений среды обитания человека. К санитарно-оздоровительному потенциалу лесов относятся рекреационные ресурсы лесов автономного округа.


По результатам гидрохимического мониторинга в 19 створах на 6 основных водотоках (реки Обь, Иртыш, Конда, Северная Сосьва, Казым, Аган) отмечается постоянное повышенное содержание соединений железа, марганца, меди и цинка, что является естественной особенностью водотоков и связано с заболоченностью водосборных площадей.


Для оценки экологического потенциала, потенциала средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов использовалась методика Региональной оценки бюджета углерода лесов (РОБУЛ), разработанная Институтом глобального климата и экологии, Национальной организацией поддержки проектов поглощения углерода. Результаты приведены в приложении 20 к Лесному плану Югры.