Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, тыс. т
Муниципальные образования | Количество объектов, единиц | Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ | В том числе | |||||||
твердые вещества | газообразные и жидкие вещества | |||||||||
2016 г. | 2017 г. | отношение 2017 г. к 2016 г., % | 2016 г. | 2017 г. | отношение 2017 г. к 2016 г., % | 2016 г. | 2017 г. | отношение 2017 г. к 2016 г., % | ||
Всего | 1115 | 1427,991 | 1412,381 | 98,9 | 58,145 | 57,715 | 99,3 | 1369,845 | 1354,666 | 98,9 |
г. Ханты-Мансийск | 34 | 1,518 | 1,178 | 77,5 | 0,023 | 0,064 | 273,9 | 1,495 | 1,114 | 74,4 |
г. Когалым | 33 | 1,847 | 1,329 | 72 | 0,072 | 0,067 | 91,7 | 1,776 | 1,263 | 71,1 |
г. Лангепас | 28 | 7,814 | 12,464 | 159,5 | 0,393 | 0,439 | 111,5 | 7,42 | 12,025 | 162 |
г. Мегион | 23 | 7,594 | 6,694 | 88,1 | 0,022 | 0,011 | 50 | 7,572 | 6,683 | 88,2 |
г. Нефтеюганск | 71 | 2,013 | 2,278 | 113,2 | 0,056 | 0,048 | 85,7 | 1,956 | 2,23 | 114 |
г. Нижневартовск | 109 | 8,403 | 10,868 | 129,3 | 0,717 | 1,152 | 160,5 | 7,686 | 9,716 | 126,4 |
г. Нягань | 21 | 7,612 | 7,67 | 100,8 | 0,102 | 0,053 | 52 | 7,51 | 7,617 | 101,4 |
г. Покачи | 20 | 1,095 | 1,137 | 103,8 | 0,02 | 0,02 | 95 | 1,075 | 1,117 | 103,9 |
г. Пыть-Ях | 32 | 8,948 | 7,087 | 79,2 | 0,397 | 0,296 | 74,3 | 8,551 | 6,792 | 79,4 |
г. Радужный | 24 | 0,636 | 0,721 | 113,4 | 0,019 | 0,015 | 78,9 | 0,617 | 0,706 | 114,3 |
г. Сургут | 110 | 53,795 | 48,147 | 89,5 | 0,325 | 0,278 | 85,2 | 53,47 | 47,869 | 89,5 |
г. Урай | 29 | 3,416 | 7,015 | 205,4 | 0,27 | 0,532 | 197 | 3,146 | 6,483 | 206 |
г. Югорск | 26 | 12,483 | 27,021 | 216,5 | 0,014 | 0,014 | 92,9 | 12,469 | 27,007 | 216,6 |
Белоярский район | 34 | 95,675 | 144,354 | 150,9 | 0,217 | 0,503 | 231,3 | 95,458 | 143,851 | 150,7 |
Березовский район | 39 | 62,271 | 43,609 | 70 | 0,142 | 0,497 | 350 | 62,129 | 43,112 | 69,4 |
Кондинский район | 37 | 14,124 | 12,361 | 87,5 | 0,644 | 0,568 | 88,2 | 13,479 | 11,793 | 87,5 |
Нефтеюганский район | 78 | 168,064 | 166,67 | 99,2 | 7,296 | 7,128 | 97,7 | 160,768 | 159,543 | 99,2 |
Нижневартовский район | 110 | 389,487 | 352,236 | 90,4 | 19,184 | 17,354 | 90,5 | 370,303 | 334,882 | 90,4 |
Октябрьский район | 63 | 86,147 | 118,744 | 137,8 | 1,71 | 2,697 | 157,7 | 84,437 | 116,047 | 137,4 |
Советский район | 39 | 37,687 | 40,768 | 108,2 | 1,18 | 1,083 | 91,7 | 36,507 | 39,686 | 108,7 |
Сургутский район | 95 | 309,569 | 274,17 | 88,6 | 17,929 | 16,972 | 94,7 | 291,639 | 257,198 | 88,2 |
Ханты-Мансийский район | 60 | 125,785 | 125,859 | 100,1 | 7,364 | 7,926 | 107,6 | 118,421 | 117,932 | 99,6 |
По муниципальным образованиям автономного округа наибольшие выбросы загрязняющих веществ наблюдались в Белоярском, Нижневартовском, Сургутском и Нефтеюганском районах. На их долю пришлось 66,4% от всех выбросов (таблица 27).
Среди городов автономного округа максимальный объем приходится на г. Сургут (3,4% от всех выбросов округа), наименьший - на г. Радужный (около 0,05%).
Состояние воздушного бассейна определяется в основном выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, на долю которых приходится 90% от валовых выбросов автономного округа. Основными стационарными источниками в населенных пунктах являются котельные и коммунальные хозяйства, на лицензионных участках - трубы печей и факела.
По видам экономической деятельности наибольший вклад в общий объем выбросов загрязняющих веществ вносит "добыча полезных ископаемых", на долю которой за период 2013 - 2017 годов приходится 70 - 80% выбросов, далее следует "транспортировка и хранение" - 15 - 20%.
Такие виды экономической деятельности как "обрабатывающие производства" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" вносят соответственно 0,7 - 2,0% и 3,5 - 6,5% загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников на территории автономного округа.
Таким образом, основной вклад в выбросы от стационарных источников приносит добывающая промышленность автономного округа (главным образом нефтегазовая). На текущий момент по результатам государственного экологического мониторинга отмечено улучшение состояния атмосферного воздуха в автономном округе.
Леса автономного округа обладают большим экологическим потенциалом. Наибольшей экологической ценностью являются спелые и перестойные смешанные хвойно-лиственные леса с большим количеством разнообразных экотопов.
Экологический потенциал лесов - это совокупная эффективность экологических функций леса. Основной задачей ведения лесного хозяйства является сохранение средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
Экологический потенциал лесов можно выразить как сумму отдельных полезностей леса: кислородопродуктивность, ассимиляция углекислоты, поглощение вредных газов и осаждение твердых промышленных выбросов, выделение биологически активных веществ - фитонцидов, водоохранная и водорегулирующая роль, рекреационное использование.
Санитарно-оздоровительный потенциал лесов связан с их способностью служить барьером для загрязнений среды обитания человека. К санитарно-оздоровительному потенциалу лесов относятся рекреационные ресурсы лесов автономного округа.
По результатам гидрохимического мониторинга в 19 створах на 6 основных водотоках (реки Обь, Иртыш, Конда, Северная Сосьва, Казым, Аган) отмечается постоянное повышенное содержание соединений железа, марганца, меди и цинка, что является естественной особенностью водотоков и связано с заболоченностью водосборных площадей.
Для оценки экологического потенциала, потенциала средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов использовалась методика Региональной оценки бюджета углерода лесов (РОБУЛ), разработанная Институтом глобального климата и экологии, Национальной организацией поддержки проектов поглощения углерода. Результаты приведены в приложении 20 к Лесному плану Югры.