3.10. Информация о потребности создания, ремонта и содержания транспортных путей на период действия разрабатываемого Лесного плана Югры
Одной из важнейших задач в становлении лесного кластера автономного округа является развитие его транспортной инфраструктуры, так как основные запасы спелых и перестойных лесных насаждений сконцентрированы в наименее обеспеченных лесовозными дорогами лесничествах.
В автономном округе нет интегральной сети железных дорог.
Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования на территории автономного округа составляет 855 км и складывается из 3 не связанных между собой участков:
Тюмень - Тобольск - Пыть-Ях - Сургут - Когалым - Новый Уренгой, с ответвлением на Нижневартовск;
Екатеринбург - Серов - Ивдель - Советский - Нягань - Приобье, с ответвлением на Агириш;
Екатеринбург - Егоршино - Тавда - Устье-Аха.
На территории автономного округа также расположена малодеятельная линия, которая связывает пгт. Агириш с г. Советский, протяженностью 72 км.
Водный транспорт привязан к рекам Обь-Иртышского бассейна (главные речные порты г. Сургут, г. Сергино, г. Нижневартовск), по которым перевозится значительное количество грузов, в том числе по малым рекам (Северная Сосьва, Конда, Аган, Вах), и объединяет автономный округ с Ямало-Ненецким автономным округом на севере, с Тюменской областью на юге. Протяженность внутренних судоходных водных путей автономного округа составляет 5608 км, из которых 3600 км - средние и малые реки.
В автономном округе основная перевозка грузов приходится на водный и железнодорожный транспорт, только 29% перевозится автомобильным транспортом и 2% - авиационным.
Воздушный транспорт связывает автономный округ с основными центрами страны, Урала и Сибири. Базовые аэропорты расположены в г. Ханты-Мансийске, г. Сургуте, г. Нижневартовске.
Сеть автомобильных дорог состоит из дорог федерального, регионального, межмуниципального, местного значения, частных автомобильных дорог. Автомобильные дороги общего пользования в основном сосредоточены в центральной и юго-восточной частях автономного округа.
Приоритетным направлением развития транспортного комплекса в долгосрочной перспективе определена реализация транзитного потенциала автономного округа за счет строительства и расширения таких магистральных транспортных коридоров, как:
автодорожный маршрут "г. Пермь - г. Серов - г. Ханты-Мансийск - г. Нефтеюганск - г. Сургут - г. Нижневартовск - г. Томск";
магистральная автомобильная дорога "г. Тюмень - г. Урай - г. Советский - г. Нягань - г. Белоярский - г. Надым".