Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Доступная среда в городе Ростове-на-Дону" (с изменениями на 21 марта 2024 года)



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ


В современных социально-экономических условиях одним из важнейших направлений социальной защиты инвалидов является создание для них, а также для других маломобильных групп населения (лица пожилого и преклонного возраста, беременные женщины, лица, получившие травмы различной локации, лица с грудными и малолетними детьми и пр.) доступной среды жизнедеятельности.


Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов и других маломобильных групп населения в общество. Способность быть экономически независимыми, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации прав инвалидов как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала.


В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Областным законом от 27.06.2013 N 1115-ЗС "Об обеспечении на территории Ростовской области беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования ими транспортом, средствами связи и информации" и другими нормативными правовыми актами в сфере защиты инвалидов определены требования к органам местного самоуправления и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения указанных требований.


Стратегия социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2035 года нацелена на повышение качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Инфраструктура города Ростова-на-Дону включает в себя колоссальное число объектов с многообразием их функционального назначения, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности.


Строительство современных объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в основном выполняется с соблюдением норм доступности. Однако проблема доступности актуальна в старом фонде, включая учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения, культуры. Работа по созданию условий доступности социальных объектов в городе Ростове-на-Дону требует комплексного подхода, значительных финансовых вложений.


Опыт организации работы в городе Ростове-на-Дону по данному вопросу формировался поэтапно, так создан и действует городской Координационный совет по делам инвалидов, на котором рассматриваются вопросы создания в городе условий доступности для маломобильных групп населения; ДСЗН выполняются полномочия по согласованию заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при разработке проектных решений на новое строительство и реконструкцию с учетом требований свода правил СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр. Всего согласовано 662 задания на проектирование, из них в 2018 году - 102.


В целях определения мер поэтапного повышения уровня доступности объектов проводится их обследование, по результатам которого составляется "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры" и предоставляемых в нем услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики". В соответствии с постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 12.03.2013 N 245 "О паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, средств связи и информации" отраслевыми органами Администрации города Ростова-на-Дону организована работа по паспортизации, целью которой является последующая модернизация (дооборудование) объектов и обеспечение их доступности для инвалидов. Результатом стало обследование и паспортизация 549 объектов. Работа в этом направлении продолжается.


С 2014 года реализуется муниципальная программа "Доступная среда в городе Ростове-на-Дону", которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров и обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам муниципальной собственности, закрепленным за муниципальными учреждениями, и услугам в важных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе в сфере образования, социальной защиты и социального обслуживания, здравоохранения, физической культуры и спорта, транспорта и другое.


Реализация мероприятий предусматривает обеспечение доступности зданий путем обустройства прилегающих территорий, входной группы, путей движения внутри здания, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений в соответствии с результатами паспортизации объектов, проводимой с участием представителей общественных организаций инвалидов в рамках мониторинга доступности.


Меры доступности включают в себя работы по установке пандусов, замене дверных полотен, снятию порогов, бордюров, установке поручней, подъемных наклонных и вертикальных платформ, выполнение тактильной и контрастной предупреждающей разметки, соблюдение требований контрастности путей движения, доступности информации и безопасности.


При этом учитывается принцип "разумного приспособления", то есть соизмерение необходимости и возможности приспособления окружающей обстановки под нужды инвалида, с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.


За 2014 - 2018 годы реализации муниципальной программы обеспечены элементами доступности 104 объекта учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения, физической культуры и спорта, культуры.


Для 6 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений приобретено специализированное оборудование в целях проведения занятий с детьми-инвалидами.