Уровень транспортного спроса характеризуют такие показатели развития, как:
- численность населения и его структура (особенно важно выделение экономически активной части населения), демографические характеристики,
- подвижность населения.
Результаты опросов позволяют оценить спрос на различные виды передвижений. Сравнивая величину годового спроса на конкретный вид передвижения с годовым объемом передвижений данного вида можно оценить соответствие спроса и предложения. Проведенный опрос жителей городского округа "Город Южно-Сахалинск" в 2018 году выявил подвижность населения на уровне 2,73 передвижения в сутки. Аналогичный опрос, проведенный в 2016 году при разработке Комплексной транспортной схемы городского округа "Город Южно-Сахалинск" определил подвижность на уровне 3,08 передвижения в сутки.
Несмотря на множество специфических черт для различных городов независимо от их географического положения и национальной принадлежности, можно определить закономерности, связывающие уровень подвижности населения города с градостроительными и социально-экономическими характеристиками города. Анализ данных связей европейских и российских городов показывает, что с увеличением валового регионального продукта и при достижении определенного состояния расселения, мест приложения труда, обеспеченности легковыми автомобилями и услугами общественного транспорта уровень подвижности приходит в равновесное состояние.
В настоящее время уровень подвижности жителей городского округа "Город Южно-Сахалинск" находится на достаточно высоком уровне относительно других российских городов. Развитие современных технологий, интернет-торговли и удаленной работы позволяют людям коммуницировать и выполнять повседневные задачи находясь на одном месте. Этот фактор в том числе может служить причиной снижения подвижности населения муниципального образования за последние 2 года.
В дальнейшем для анализа предлагается задать прогнозное значение подвижности жителей городского округа с учетом социально-экономического прогноза на 2027 год на уровне 3 передвижений в сутки.
В соответствии с социально-экономическим прогнозом развития городского округа численность населения к 2027 году составит 221,9 тыс. человек. При этом численность экономически активного населения, осуществляющего основные перемещения в городе, составит 125 тыс. человек.
Моделирование транспортной ситуации на расчетный срок, с учетом транспортного поведения жителей и распределения точек генерации потоков, определило объемы передвижений в утренний час пик в объеме около 77 тыс. передвижений в час.
В соответствии с необходимостью формирования устойчивой транспортной системы городского округа прогнозируется изменение распределения передвижений по видам транспорта относительно современного состояния в сторону увеличения использования общественного транспорта и немоторизованных средств передвижения. Увеличение таких передвижений повысит эффективность работы транспортного комплекса.
При условии повышения качества работы и доступности общественного пассажирского транспорта и использования мер дестимулирования использования индивидуального транспорта доля передвижений на общественном транспорте вырастет до 41%, передвижения пешком или на велосипеде составят 18%. При данном распределении по способам передвижения нагрузка на улично-дорожную сеть значительно снизится и не потребуется значительных капитальных затрат на бесконечное повышение пропускной способности улиц, что в конечном счете не приводит к ожидаемым результатам и ухудшает городскую среду.
Объем пассажиров, перевозимый городским пассажирским транспортом, к 2027 году при таких условиях должен увеличится в 2,8 раза, что потребует увеличения количества общественного транспорта путем приобретения автобусов большой вместимости.