В результате комплексного анализа сложившихся градостроительных условий, состояния существующей улично-дорожной сети и перспективы дальнейшего развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" главными проблемами, препятствующими дальнейшему эффективному использованию и развитию городских территорий, являются:
- недостаточное количество городских магистралей, особенно в широтном направлении;
- практическое исчерпание к настоящему времени пропускной способности основных городских магистралей;
- неразвитость велосипедной инфраструктуры;
- неудовлетворительная работа общественного транспорта.
Рост уровня автомобилизации, отмечаемый в последние годы и прогнозируемый на перспективу, и связанное с этим увеличение парка личных автомобилей, увеличение парка подвижного состава общественного транспорта повлекут за собой еще больший рост транспортных потоков.
Целью реформирования инфраструктуры городского пассажирского транспорта должно стать создание устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, экологически ориентированной транспортной инфраструктуры, отвечающей потребностям населения и доступной всем его слоям.
Конкурентоспособность городского пассажирского транспорта будет определяться уровнем качества предоставляемых услуг и их доступностью для основной массы населения.
Проект генерального плана городского округа "Город Южно-Сахалинск" определяет следующие направления развития транспортной инфраструктуры.
1. Развитие массового пассажироемкого транспорта, который будет отвечать потребностям в перевозках.
После завершения строительства железнодорожного обхода, для разгрузки магистральной улично-дорожной сети, существующая железная дорога, пересекающая городской округ с севера на юг, может стать в пределах городской застройки коридором для реализации рельсовой дороги облегченного типа. Для наиболее полного использования железной дороги городскими пассажирскими перевозками необходимо устройство дополнительных остановочных пунктов на расстоянии около 1,5 - 2 км друг от друга, максимально приближенных к транспортным узлам и основным пассажироемким объектам. Для удобства и комфорта перевозок необходимо обеспечить достаточную частоту следования поездов с интервалами порядка 10 - 15 минут.
Автобусные маршруты в этом случае будут использованы в качестве подвозящего транспорта.
2. Развитие улично-дорожной сети городского округа.
Главной задачей построения каркаса магистральных улиц и дорог является создание благоприятных градостроительных условий для обеспечения высоких скоростей движения автомобильного транспорта, повышающих его рентабельность. Это может быть достигнуто посредством формирования ряда новых магистральных направлений, необходимых для решения следующих проблем: