В настоящее время в связи с общим увеличением объема грузов, перевозимых автомобильным транспортом на значительные расстояния, доля крупнотоннажного транзитного транспорта на межрегиональных маршрутах имеет тенденцию к росту. Увеличение доли крупнотоннажного транзитного транспорта и интенсивности движения грузового автотранспорта оказывает разрушительное влияние на состояние автомобильных дорог в городе Чите, приводит к увеличению количества ДТП, а также к затруднению движения на улицах города.
В связи с тем, что основные продуктовые базы находятся на ул. Ярославского, ул. Лазо, ул. Промышленная, ул. Недорезова, крупные торговые сети, например сеть магазинов Эльдорадо, сеть магазинов DNS, магазины "Привоз" расположены в центральной части города, большая часть грузовых автомобилей связана с обслуживанием торговой сети города, что подтверждается интенсивным увеличением потока данного вида транспорта.
Кроме того, в центральной части города также находятся транспортные предприятия, имеющие тяжелую технику. Так, например, автобаза "РУС" находится в п. Антипиха, МП "Горсвет", МП "Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление", АО "Водоканал-Чита" по ул. Аянская. Движение большегрузной техники данных предприятий осуществляется через центр города.
По результатам мониторинга движения грузового транспорта на въездах в город установлено, что ежечасно на территорию с разных направлений въезжают порядка 150 транспортных средств, с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (за сутки 2000 - 4000 единиц). Из них порядка 70 автомашин в час, более 8 тонн. Следует отметить, что данные транспортные средства передвигаются не только по обходу города Читы, но и по улицам, движение на которых ограничено припаркованными автомашинами. Все это неблагоприятно сказывается на аварийности, а также пропускной способности улично-дорожной сети.
Основное направление движение грузовых транспортных средств по городу:
1) обход города Читы, Карповский тракт;
2) Агинский тракт, ул. Кирова, ул. Бабушкина, ул. Ленина, пр. Белика, ул. Трактовая, Романовский тракт;
3) ул. Промышленная, ул. Московский тракт, ул. Карла Маркса, ул. Магистральная, ул. Гайдара;
4) ул. Ярославского, ул. Лазо, ул. Недорезова, ул. Богомягкова, ул. П.Осипенко, ул. Амурская;
5) ул. Крымская, ул. Авиационная, ул. Рахова, пр-т Маршала Жукова, ул. Ивановская, Угданский проезд, ул. 4-я Станкозаводская, Кутузовский проезд, Дворцовский тракт.
На работах по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети города занято 58 единиц коммунальной и 35 единиц дорожной техники. При этом 90% техники требует списания в связи с превышением эксплуатационного срока службы. Для качественного содержания улично-дорожной сети города необходимо не только заменить подлежащий списанию парк транспортных средств, но и дополнительно закупить снегоуборочные и поливомоечные машины, а также иную дорожную и коммунальную технику. В целом работа коммунальных и дорожных служб оценивается как удовлетворительная.
Проблема организации грузовых перевозок в городах неизбежно обостряется по мере роста города, развития его промышленности, увеличения численности населения. Исключить грузовые автомобили из городского движения невозможно. Именно они, а не легковые, обеспечивают работу промышленных предприятий, строительство в городе, снабжение магазинов продовольственными и промышленными товарами. Содержание и уборка городских территорий также выполняются грузовыми автомобилями.
По характеру выполняемой работы грузовое движение можно разделить на следующие группы:
Первая - коммунально-бытовое и торговое обслуживание городской территории. Грузовые автомобили при этом должны иметь доступ во все районы города. В качестве расчетного количества перевозимых грузов на 1 чел. в год принимают: потребительских грузов - 2 т; грузов по очистке города - 0,7 т; топлива - 1 т. В среднем для выполнения этой работы требуется один автомобиль на 500 чел.